Свою творческую биографию в беседе с Алексеем Париным рассказывает выдающаяся солистка Большого театра, обладательница красивейшего сопрано Маквала Касрашвили…
Алексей Парин: Сегодня у меня в гостях замечательный человек и замечательная певица – Маквала Касрашвили. Здравствуйте, Маквала…
Маквала Касрашвили: Здравствуйте…
А.П.: Я очень рад, что Вы пришли к нам в студию. У Вас в скором времени юбилей. А мы с Вами давно-давно знакомы, и я Ваш большой поклонник. Поэтому без разговора, конечно, не обойтись. Я думаю, что начать стоит с того, что такое для Вас пение – когда другой человек поет, когда сами поете?..
М.К.: Для меня пение – это моя жизнь. С этим я столкнулась уже в самом раннем возрасте: грузинское народное пение, и моя мама пела прекрасно, и записи я слушала…
А.П.: А грузины ведь все поют…
М.К.: Да, все поют…
А.П.: Значит, пение для Вас – это родная стихия?..
М.К.: Да.
А.П.: Говорят, что в Грузии пение понятно всем, поэтому и опера идет хорошо. И с самого начала, как Опера появилась в Грузии, так она и была любима?..
М.К.: Любима и посещаема… Я помню в годы своего студенчества я постоянно сидела на ступеньках, потому что просто не могла попасть в Тбилисский оперный театр. А там у нас помимо гастролей из Большого театра и много зарубежных артситов выступало, и много своих, грузинских, хороших певцов было.
А.П.: Но также говорят, что пение в Грузии хоть и любят, а симфоническая музыка не так близка. Согласны вы с этим?
М.К.: Я думаю, что нет. У нас были и симфонические оркестры – весьма известные, и дирижеры – Кахидзе и Палиашвили, много симфонических программ и концертов. Но оперное искусство, конечно, любимо было всеми и всегда…
А.П.: А что такое Тбилисская консерватория, когда Вы в ней учились?..
М.К.: Знаете, когда я пришла в консерваторию, там были и Давид Андгуладзе, и его сын Нодар Андгуладзе…
А.П.: Который, кстати, до сих пор преподает…
М.К.: Была Давыдова, которая после ухода из Большого театра на пенсию, приехала со своим мужем жить в Тбилиси, и преподавала. Так много в то время там было выдающихся педагогов.
<…> Было и много хороших пианистов – Элисо Вирсаладзе, Марина Мдивани… Консерватория и сейчас продолжает выпускать очень хороших инструменталистов.
А.П.: Кроме того, что выпускает и хороших певцов. Мы все знаем, что сейчас грузинские певцы весьма высоко котируются на международной арене: они поют и Верди, и Пуччини, и весь центральный оперный репертуар.
М.К.: Когда Грузия обрела независимость, и стало легко выезжать за границу, многие молодые певцы после учебы в консерватории стали выезжать, учиться в Австрии, в Италии – в разных странах. И сегодня для меня это большая гордость, говорить о том, что на Западе сейчас очень много прекрасных певцов из Грузии…
Полностью беседу Алексея Парина и Маквалы Касрашвили слушайте в прикрепленном аудиофайле.