Джон Элиот Гардинер впервые выступит в России с двумя своими коллективами — хором Монтеверди и ансамблем «Солисты английского барокко» (Englisn Barogue Soloists). Концерт состоится 26 сентября. Вместе артисты уже объехали весь мир, но московской публике пришлось ждать этого исторического события почти полвека. Почему британский дирижер так долго не приезжал к нам, и почему именно сейчас он решился на концерт, полный сюрпризов и неожиданностей?
В выборе площадки для единственного концерта мировых звезд классики в столице можно усмотреть первый сюрприз — почему не Большой зал Московской консерватории — «аутентичное» место встречи меломанов с академиками от музыки, к коим относится и сэр Джон Элиот Гардинер — а модный зал «Зарядье»? Может быть, артисты хотят сломать стереотипы так же, как меняют наше представление о том, как должна звучать старинная музыка? Тот же Бах, например, с наследием которого прочно ассоциируется имя Гардинера?
И вот второй сюрприз от достопочтенного маэстро — в программе вечера есть сочинения Клаудио Монтеверди, а также Пёрселла и еще двух итальянцев — Джакомо Кариссими и Доменико Скарлатти. Баха москвичи в этот знаменательный вечер не услышат. Почему? Отчасти вопрос отсылает к книге маэстро о творчестве Баха. Труд называется «Музыка в Небесном Граде». Его издали в нашей стране всего несколько месяцев назад. Книга насчитывает без малого тысячу страниц. Их читать нужно долго и сосредоточенно. Гардинер делает детальный разбор опусов Баха.
Мэтр в каких-то кусках больше похож на детектива, ведущего музыкальное расследование. Может быть, уважаемый сэр решил закрутить интригу и дождаться момента, когда его российские поклонники до конца прочитают сей эпохальный опус? Если предположение верно, то такой выбор программы московского концерта выглядит очередным по счету сюрпризом обычно скупого на внешние эмоции маэстро. Поэтому слушаем сначала его с Монтеверди, читаем параллельно книгу о Бахе и с нетерпением ждем следующей встречи с Гардинером, но уже на баховском концерте.
Текст: Ирина Столярова