Немецкий баритон Маттиас Гёрне приедет в Москву с единственным концертом 1 октября. Здоровый интерес к выступлению выдающегося певца имеет все шансы превратиться в настоящий ажиотаж. Неожиданно для всех 52-х летний артист заявил о желании завершить карьеру. Не окажется ли так, что предстоящая встреча столичной публики со звездой окажется одной из последних?
Маттиас Гёрне и Национальный филармонический оркестр России разыграют на двоих самые популярные фрагменты из нескольких опер Вагнера. Структура программы в аскетичном антураже зала имени Чайковского смотрится гениально в своей простоте — яркие симфонические куски будут разогревать слушателей перед вокальными монологами главного героя вечера — Гёрне. Колоритный и фактурный немец по обыкновению сделает из каждого номера мини-спектакль — он будет расхаживать от одной кулисы до другой и существовать в предлагаемых обстоятельствах. Сцену прощания Вотона и заклинания огня музыкант приберег на заключительную часть представления. В контексте разговоров о завершении артистической карьеры такой финал воспринимается с двойным подтекстом. Так и хочется воскликнуть — не верю! Столь совершенный талант как Маттиас Гёрне не может уйти из профессии на пике славы и всеобщего обожания! И что-то подсказывает, что московский концерт, не предполагающий антракта, затянется из-за бисов.
Короткие встречи — долгие проводы — классика киножанра. В этот сценарий Гёрне, похоже, уложил свой уход из профессии. Ей он отдал без малого 30 лет. Бережно относящийся к музыкальным текстам певец очень взвешенно подбирает слова, чтобы объяснить шокированным поклонникам мотивы своего решения. Немец не хочет дожидаться момента, когда его бархатный баритон потускнеет и потеряет пластичность, которой могут позавидовать тенора. Гёрне, похоже, заранее страхуется от форс-мажоров и отмены спектаклей из-за потери голоса или проблем со здоровьем. Поэтому артист планирует выступать еще лет пять, а потом заняться чем-то другим — руководить театром, например, или фестивалем. На тот момент вокалисту будет всего 57 лет!
Как тут не вспомнить откровения еще одной звезды современного оперного искусства — Пласидо Доминго. Около 20 лет назад испанец заявил, что где-то после 60-ти он перестанет петь на публике. Но, как видим, в свои 78 лет ветеран музыкального цеха продолжает выходить на сцену и, похоже, не в силах отказаться от сладкого оперного рабства. При гигантской вокальной нагрузке и плотном гастрольном графике Доминго, кстати, успевает параллельно руководить оперными театрами — в этом списке Лос-Анджелес и Вашингтон, вокальным конкурсом «Опералия», а также являть себя публике в качестве дирижера.
Но Маттиас Гёрне написал для себя другую дорожную карту. Для него, как артиста с безупречным чувством стиля, будь то Бах, Шуберт или Берг, совместительство неприемлемо.
Отличный подводный ныряльщик в молодости, Гёрне в свои пятьдесят с небольшим, видимо, хочет так же глубоко погрузиться в сферу музыкального менеджемента. Скорее всего, у артиста уже есть какие-то предпочтения. Но мы о них не знаем пока. Как насчет Байройтского фестиваля, где почти полтора века царит исключительно Рихард Вагнер — один из любимых композиторов Маттиаса Гёрне? Хозяйка этого фестиваля Катарина Вагнер усиленно ищет креатив для квазиконсервативного детища своего предка. Может быть, именно Гёрне с его способностью подавать современно «нетленку», вдохнет новую жизнь в этот проект, явно страдающий манией величия.
Впрочем, потрясающий творческий союз певца Маттиаса Гёрне и пианиста Маркуса Хинтерхойзера, ныне интенданта Зальцбургского фестиваля, может стать отправным моментом для другой гениальной истории с участием этих двух неординарных личностей. Почему бы Гёрне, блиставшему в 2017 году в родном городе Моцарта в постановке «Воццека» Берга, не появиться здесь в качестве одного из директоров проекта? Интеллектуал от музыки Гёрне способен уловить запросы элитарной публики самого богатого фестиваля в мире.
Венская опера — еще одно место, где управленец Гёрне, возможно, очень бы пригодился. Театр, отметивший в этом году 150-летие, пошел на отчаянный эксперимент. Кресло директора труппы через год (1 сентября 2020 года) займет Богдан Рошчич. Австриец сербского происхождения ни дня в своей жизни не работал в театре. Неоднозначное кадровое решение вынуждает консервативную часть австрийского истеблишмента смотреть в будущее Staatsoper с тревогой. Не вспомнить ли в этом случае о кандидатуре Маттиаса Гёрне, который гарантировано не наделает глупостей в ранге руководителя Венской оперы?
А пока немецкого баритона с нетерпением ждут в российской столице с сольным выступлением. Интересно, кто-то из зрителей рискнет после концерта пробиться к артисту и спросить его о планах завершить вокальную карьеру? И найдется ли группа смельчаков, которая постарается уговорить Гёрне не «завязывать» с пением?
Текст: Ирина Столярова