По одной из легенд, самое совершенное сопрано XX века Элизабет Шварцкопф не очень любила петь на открытых площадках. Эти разговоры пошли после того, как другая оперная звезда прошлого века Лучано Паваротти в свой книге «Мой мир» написал, что во время одного из выступлений немецкой примадонны на свежем воздухе к ней в рот залетела муха. Певица на время потеряла самообладание и в воздухе воцарилась пауза — следующий звук, подхваченный тут же оркестром, она издала только через некоторое время.

Этим колоритным эпизодом явно не ограничиваются непредвиденные ситуации, от которых не застрахованы оперные спектакли в формате open air. Публика просто о них не знает. А устроители таких мероприятий неохотно раскрывают все секреты и тонкости проектов.

Действительно, дальше интриги, что уличные представление очень зависимы от погоды — польет дождь или ветер порывистый обрушит свою мощь на зрителей и те, скорее всего, разбегутся — дотошного обывателя не пустили. Доподлинно неизвестно, где и по чьей инициативе около 10 лет назад сразу в трех российских регионах решили ставить русскую оперную классику в полноценном формате в исторических декорациях.

В Петербурге недавно завершился фестиваль «Опера всем». За неполные две недели в культовых туристических местах — Петропавловской крепости и Екатерининском дворце — показали четыре спектакля: две итальянские оперы и две русские. Питер, похоже, честно отрабатывает статус самого европейского города нашей страны и старается для меломанов как российских, так и зарубежных.

В свою очередь, Подмосковье четыре года живет проектом «Русская опера у стен монастыря» и делает ставку на аутентичность, показывая оперы исключительно в небольших городах региона. Серпухов — самая раскрученная площадка таких локальных представлений, три раза сюда приезжал московский театр «Геликон-опера». Кстати, в прошлом году непогода не помешала проведению представления — местные жители мокли под дождем ради того, чтобы услышать и увидеть скитания цыган в опере «Алеко» Рахманинова.

Не боятся осадков и в Астрахани, где последние несколько лет ставятся русские оперы в историческом пространстве Астраханского Кремля. Этот проект на совести художественного руководителя и главного дирижера Астраханского оперного Владимира Воронина. Ему удалось практически невозможное — перезапустить обновленный местный музыкальный театр и сделать его узнаваемым брендом далеко за пределами региона как раз за счет грандиозных оперных представлений под открытым небом. И в 2012 первый опыт с «Борисом Годуновым» Мусоргского, и предстоящие представления «Руслана и Людмилы» Глинки 30 и 31 августа — это исключительно имиджевые истории, никто не зарабатывает на этом денег, признается Воронин в интервью радио «Орфей», которое впервые участвует в этом грандиозном проекте. Отказать партнерам Воронин не может и рассказывает о некоторых хитростях таких представлений. Оказывается, больше всего проблем не с голосами солистов, а с аппаратурой — правильно настроить более ста радиочастот — это тоже искусство.

Певцы поют в микрофоны, главное для них слышать оркестр и вступать вовремя, не ловить мух, как говорится, ведь расстояния между вокалистами и дирижером огромные. Но именно масштабность так мила зрителям, они идут на шоу. Поэтому опера звучит в адаптированном под эти запросы варианте — не более двух часов и без антракта.

Воронин, который и делает такие оригинальные укороченные версии, говорит об этом спокойно и на отсылку к более чем вековой истории Арена ди Верона, где в этом году «Аида» в афише стоит аж 15 раз, парирует, мол, поговорим об этом через сто лет.


Текст: Ирина Столярова