Ежегодный фестиваль «Ключ от дверей» проходит в эти дни во Франции. Организаторы музыкального праздника — два замечательных пианиста, Людмила Берлинская и Артур Ансель, составляющие известный русско-французский фортепианный дуэт. Фестиваль меняется год от года, но неизменным остаётся его русско-французский оттенок. О новинках нынешнего, седьмого по счёту, форума с Людмилой Берлинской побеседовала генеральный директор Российского государственного музыкального телерадиоцентра Ирина Герасимова.
И. Герасимова: Людмила, фестиваль развивается, с каждым годом становится всё лучше и лучше, разнообразнее. Я вижу, что в этот раз каждый концерт имеет своё название. Расскажите, пожалуйста, чуть подробнее, какова задумка фестиваля этого года.
Л. Берлинская: Тема этого фестиваля — знакомство двоих незнакомцев. Начну с конца фестиваля. Впервые в нашем департаменте на Луаре в католическом соборе будет выступать Московский синодальный хор. Таким образом произойдёт встреча церковной русской музыки и католицизма, расцветшего здесь, в замках на Луаре.
Сегодняшний концерт посвящён музыке Ренессанса. Конечно, это нормально и логично в нашем ренессансном замке Тальси. В качестве исполнителя выступит великолепный российский ансамбль Alta Capella. И мы очень рады показать французской публике, меломанам, что в России сегодня тоже замечательно поют музыку эпохи Ренессанса и барокко.
Один из концертов мы назвали «Знакомство с Бетховеном». Во Франции есть совершенно замечательный, звёздный пианист Франсуа-Фредерик Ги, который известен своим исполнением музыки Бетховена. Он записал все сочинения Бетховена для фортепиано. И, кроме всего прочего, чисто физически он безумно напоминает самого композитора. Вы знаете, что на нашем фестивале мы всегда пытаемся шутить. Поэтому мы решили использовать это сходство, то есть публика увидит профиль Бетховена.
В концерте «Salon de Madame» мы воссоздали литературно-музыкальный салон XIX века, где встречаются и знакомятся различные музыканты (в данном случае — музыканты из разных стран) и звучит самая разнообразная музыка.
Мой самый любимый концерт называется «Парижские кафе». Артур Ансель придумал сюжет о том, как проходит один день в парижском кафе начала XX века.
И. Герасимова: То есть каждый концерт несёт свою историю, свою атмосферу, в которую ты погружаешься вместе со слушателями и музыкантами?
Л. Берлинская: Конечно! В этом году состоится ещё одно знакомство: у нас новые мета — два новых зала.
И. Герасимова: Это большое помещение, лофт в нашем понимании, только белого цвета.
Л. Берлинская: Кроме того, мы внедряем новую систему. Наш фестиваль маленький, и возможностей у нас не так много, как у крупных и известных фестивалей. Но мы стараемся сделать каждый концерт уникальным, продумать каждую историю во всех деталях. И поэтому мы полагаем, что наша новая задумка окажется успешной. Мы хотим попробовать проводить всего лишь два концерта в день. Это будут концерты — знакомства публики с неизвестными ей здесь исполнителями, в основном молодыми.
И. Герасимова: И, наверное, композиторами?
Л. Берлинская: Совершенно верно. И после этих двух концертов, которые будут начинаться в пять часов вечера, публика получит уникальную возможность сразу же пообщаться с музыкантами, задать им вопросы за чашкой чая. Правда, насчёт чая я не уверена, потому что у нас жарко.
И. Герасимова: Сорок два градуса.
Л. Берлинская: Но тем не менее самовары мы поставим.
И. Герасимова: Спасибо, Людмила, за доставленное удовольствие, спасибо Артуру, всем тем, кто помогал, Паскалю и Валери Жермон, которые сделали так много для этого фестиваля, и, конечно, всем гостям, которые специально прилетели из России, чтобы насладиться этим изысканнейшим фестивалем в изысканнейшем месте.
Л. Берлинская: Большое спасибо!