Может ли итальянский художник, родившийся в одном из самых живописных мест на планете, оставить родину и поселиться в небольшом городке в средней полосе России? Да, если этот художник Марко Бравура. Он переехал в Тарусу несколько лет назад, обзавелся мастерской, где продолжает создавать удивительные по своей красоте, глубине и философии работы из мозаики. В качестве материалов Марко использует многое: от простого стекла до сусального золота.
Главным «местом силы» для Марко Бравуры стал тарусский Дом литераторов, шесть лет назад еще лежавший в руинах. Благодаря бизнесмену и меценату Исмаилу Ахметову, который выкупил развалины, бывшая столовая дома отдыха обрела новую жизнь. Сегодня это одно из самых творческих, уютных и красивых пространств, где находиться — удовольствие.
Сейчас в Доме литераторов проходит выставка «Современная алхимия» Марко Бравуры и его дочери Душаны.
«Это не творческий тандем, это два самостоятельных художника. Они родственники, оба родом из Равенны, но работают в совершенно разных направлениях, и у каждого есть свой творческий почерк», — рассказывает куратор выставки Анна Маполис.
Возможности мозаики в работах этих художников для не-искусствоведа открываются совершенно иначе. Экспозиция состоит из нескольких частей. В зимнем саду расположились произведения, созданные Марко Бравурой в разные годы. Здесь и «Голова» с зеркальными нейронами, которую показывали на биеннале современного искусства в Москве, и птичьи гнёзда из золотой смальты, и ирония над современным обществом , увлеченным брендами, и трагическая «Лампедуза», посвященная памяти погибших африканских беженцев.
Одна из самых мощных и впечатляющих работ на выставке — инсталляция «Единственная истинная алхимия» Душаны Бравура — заняла всё пространство библиотеки Дома литераторов. Кажется, художница нашла философский камень.
«Эта работа может быть пособием для тех, кто изучает современное искусство. Десять лет назад Душана решила посвятить инсталляцию процессу, когда из элементарных вещей (а в 20 веке уже из готовых предметов) рождается современное произведение искусства, которое затем превращается в деньги, то есть в золото», — поясняет Анна Маполис.
Рассматривать и вспоминать ключевые работы художников прошлого столетия, которые Душана Бравура использовала в инсталляции, можно бесконечно. Огромные трубы, поверхность которых покрыта этими произведениями, сходятся в скандальном «Фонтане» Марселя Дюшана.
Раскрывать секреты и описывать все работы, представленные на выставке — дело неблагодарное и ненужное. Лучший способ осмыслить творчество любого художника — увидеть его произведения вживую. Посетить выставку в Доме литераторов можно до середины сентября.
Текст и фото: Наталия Сергеева