В конце июня в австралийском городе Брисбен открывается конкурс пианистов, носящий имя народного артиста Советского Союза Льва Власенко. Он был выдающимся мастером игры на фортепиано 20 века, но мог стать и дипломатом. О переплетении музыки и политики размышляет Ирина Столярова.


Соревнование это по-своему уникальное — в нем могут участвовать только воспитанники местных музыкальных заведений и студенты из Новой Зеландии. Так захотел сам маэстро и все двадцать лет с момента первого проведения конкурса ничего не меняется в этом плане. Но не спешите рассуждать о том, почему чужим, и тем же россиянам, здесь не место. Ни о какой обиде на судьбу и речи быть не может. Власенко всегда и везде оказывался на музыкальной передовой и отшельником никогда не был.

Двадцать лучших молодых пианистов в возрасте от 16 до 30 лет начнут соревноваться в этом году в Брисбене 30 июня, то есть буквально через день после того, как в Москве назовут победителей и лауреатов XVI Международного конкурса имени Чайковского. Казалось бы, совсем неуместно сравнение локального австралийского смотра и российского международного, да и музыкальная сцепка по датам, вроде бы, случайная — так совпало только в этом году.

Впрочем, история каждого из этих двух абсолютно разных конкурсов связана с одним именем — именем Льва Власенко, чей талант был настолько огромен, что в итоге покрыл расстояние почти в 15 тысяч километров, разделяющих Москву и Брисбен.

В биографии и карьере пианиста было так много ярких и драматичных моментов, фатального наложения музыки на политику, что, зная о них, совсем не удивляешься, почему Лев Власенко в последние годы жизни обосновался в далекой Австралии, где и умер после продолжительной болезни в 1996 году в возрасте 67 лет.

Лев Власенко

Но перелистаем календарь событий назад. В ноябре 1956 года, когда еще не улеглась пыль на улицах Будапешта от гусениц советских танков Т-34, подавивших венгерское восстание, в столицу Венгрии на конкурс имени Ференца Листа от нашей страны отправляют выпускника и молодого преподавателя Московской консерватории, 27-летнего Льва Власенко. Почему именно он? Вряд ли мы узнаем ответ на этот вопрос. Можем только предположить, что Власенко выбрали как человека, владеющего иностранными языками — Лев параллельно с музыкальным образованием получил и лингвистическое, окончив институт иностранных языков. Возможно, компетентные органы учли черты характера музыканта — Власенко в юности долго стоял перед дилеммой — кем стать: музыкантом или дипломатом.

Еще более неблагодарное занятие — пытаться рассуждать на тему, а был ли у Власенко выбор: ехать или нет на конкурс в Венгрию. Известно одно — советский пианист Лев Власенко поехал на это соревнование и взял первую премию. Международное жюри и западная пресса назвали его победу безоговорочной.

Через два года, уже в Москве, блистательный музыкант, которому многие прочили победу на Первом Международном конкурсе имени Чайковского, снова прошел испытание политикой. Заявившийся в последний момент на это состязание никому не известный пианист из США Ван Клиберн в итоге получил главную награду и вошел в историю как первый триумфатор конкурса имени Чайковского. В кулуарах шептались тогда, что у Власенко фактически украли победу, присудив второе место.

Ван Клиберн

Был ли это дружественный жест Москвы в сторону Вашингтона или же улыбчивый американский музыкант тогда действительно покорил всех своей трактовкой Первого концерта Чайковского, так и не ясно до сих пор. Лев Власенко, несостоявшийся дипломат, всегда тактично обходил эту тему, ограничиваясь высказываниями о том, что он гордится вторым местом на конкурсе Чайковского.

Действительно, музыканту грех обижаться на советское руководство. Власенко ценили. Ему доверяли. Как еще объяснить очередной интересный факт из его биографии — в 1968 году музыканту наконец-то разрешили взять в зарубежную поездку жену. Чета Власенко поехала, правда, не в Чехословакию, где в тот год случилась «Пражская весна», а в Венгрию, на родину любимого композитора музыканта — Листа.

Власенко гастролировал по всему миру, у него был свой класс в Московской консерватории. Его любила искушенная публика. Все эти заслуги перед страной закономерно вылились в присвоение пианисту звания народного артиста Советского Союза. В 1991 году первый и последний президент СССР Михаил Горбачев за несколько дней до своего отстранения от власти успел подписать соответствующий указ. Поэтому именно на Власенко закончилась славная летопись имен, чьи музыкальные деяния заслужили звания народного артиста СССР — очередная мистическая игра дат и событий.

Наконец, в 1994 году, когда россияне вставали и засыпали с калькулятором под подушкой, пересчитывая падающий курс рубля к доллару, и глубже погружались в нищету, жюри пианистов на X Международном конкурсе имени Чайковского возглавил именно Лев Власенко. Он не стал или не смог отказываться от этого предложения?

А дальше никаких компромиссов и полная свобода выбора. Музыкант получает приглашение поработать в Австралии. На край света его потянуло не из-за экзотики и денег — он отправился на Зеленый континент ради воплощения своего собственного первого большого проекта. Идея гениальна в своей простоте — организовать в стране локальный конкурс, чтобы решить проблему низкого уровня начальной музыкальной подготовки в Австралии. Власенко к тому моменту уже сильно болел, но проект все-таки состоялся, уже после его смерти. У гениального пианиста с честной музыкальной карьерой была и потрясающая семья. Его дочь — Наталья Власенко вместе с мужем Олегом Степановым — подхватили дело отца и в 1999 году организовали в Брисбене конкурс пианистов имени народного артиста СССР Льва Власенко. И никаких отсылок в политическую повестку, наконец, здесь делать не нужно.