17 июня в Москве пройдет церемония открытия XVI Международного конкурса имени Чайковского. Впервые в истории музыкального состязания к пианистам, скрипачам, виолончелистам и вокалистам присоединяются духовики.
Представителям этой группы инструментов более 60 лет пришлось ждать возможности попытать счастье на одном из самых престижных конкурсов в мире. Кто следующий в потенциальном списке новичков? Может быть, альтисты?
Если исходить из того, что играющих на деревянных и медных духовых допустили до конкурса ради повышения статуса этих специальностей в музыкальной иерархии и решения проблемы кадрового дефицита для оркестров, то альтистам, похоже, ждать попадания на Конкурс Чайковского придется долго — музыкантов, играющих на «большой» скрипке, не много, но и не мало.
Некая двойственность, не так ли? Спросите у любого просвещенного человека, скольких известных альтистов он может назвать. Скорее всего, двоих — Данилова и Башмета.
Первый — это герой культового романа Владимира Орлова. Книга вышла в свет в 1980 году и взорвала «культурное болото» эпохи брежневского застоя. Тогдашняя интеллигенция приняла «Альтиста Данилова» на ура.
Второй персонаж из нашего шорт-листа известных альтистов — реальный, народный артист Советского Союза Юрий Башмет, в молодости, скорее всего, тоже читал это произведение. Но когда его издали, Башмет уже был «готовым» альтистом — он окончил Московскую консерваторию (и ассистентуру в 1978 году) и давал концерты. Башмет, как и герой Орлова, играл на фирменном альте. Но дело не только в цене инструмента, а в отношении к делу его хозяина. Звуки рождались божественные, Башмет с самого начала своей оглушительно успешной карьеры никак не вписывался в общепринятую формулу, что альтисты — это скрипачи с темным прошлым. Музыкант никогда не скрывал, что пошел учиться играть на альте, потому как в музыкальной школе места на скрипку закончились.
Так почему все хотели в СССР стать вторыми Ойстрахами? Все значительное прозаичнее, а вернее, практичнее, поправляет один из струнников советского образца, не ставший звездой, но вполне довольный собой музыкант: тогда многие струнники хотели стать скрипачами потому, что этих инструментов больше всего в составе симфонического оркестра. А раз так, то увеличиваются шансы выехать в зарубежные гастроли вместе с известным оркестром, например, Большим симфоническим, и привезти из какого-нибудь Лондона даже на мизерные суточные дефицитные вещи — джинсы, косметику, виски. Студенты Гнесинки, например, с первых курсов готовили себя к прослушиваниям в оркестрах, которым в середине 80-х разрешали выезжать на Запад. Репетировали до изнеможения, стирая в кровь пальцы. Так что не только пианисты переигрывают руки.
А трубачи, тромбонисты, тубисты, наоборот, себя не перегружали занятиями, хотя тоже были не прочь попасть в приличный выездной оркестр. Их совсем не смущал тот факт, что медных в оркестре значительно меньше, чем скрипачей. Что, казалось бы, убивало на корню радужные перспективы выгодного трудоустройства. Но духовики — особая каста с парадоксальной подчас логикой. Эти ребята исключительные по определению — их специальность требует недюжинной физической силы, отказа от курения и алкоголя, ведь трубач выдувает звук только при отменно работающих легких. Но мало кто из этой команды выдерживал режим — ранний уход на пенсию в этой группе — дело обыденное. Поэтому духовики всегда на счету, их ищут, ждут в хороших оркестрах. Как видим, до сих пор они на вес золота, впрочем, определять цену их мастерства теперь будут на Конкурсе имени Чайковского — смотре, организованном при поддержке правительства России.
А что же альтисты? Добро пожаловать в Европу, на конкурсы, ко многим из которых имеет самое непосредственное отношение Юрий Башмет. Он, в частности, президент Международного конкурса альтистов в Лондоне, член жюри конкурсов в Мюнхене и Париже. В 1994 году все тот же Юрий Башмет стал организатором единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве. К соревнованию, правда, допускаются участники, которые до этого отличались на других международных состязаниях. Так почему бы Конкурсу Чайковского не оказаться во власти таланта и обаяния человека-альтиста Юрия Башмета и расширить альтистами программу самого престижного музыкального конкурса, проводящегося на территории России? Глядишь, через несколько лет короткий список известных представителей этой специальности не будет ограничиваться двумя фамилиями.
Ирина Столярова