Год пролетел, как одно мгновение, и мы вновь путешествуем по городам и весям нашей необъятной страны вместе с участниками Камерной программы Московского Пасхального фестиваля. Корреспондент радио «Орфей» Татьяна Цветковская уверена: впереди ждет множество открытий!
Под знаком юбилея Римского-Корсакова, 175-летие которого отмечается в этом году, пройдет вся программа XVIII Московского Пасхального фестиваля. Логично, что его отправной точкой стал Тихвин. Для руководителя Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, Народной артистки России Ларисы Гергиевой родина композитора отмечена особой аурой.
Дом-музей Римского-Корсакова
Чудом сохранившийся деревянный дом, где прошли детские годы Римского-Корсакова, купола старинных церквей, знаменитый Богородичный Успенский монастырь, старинные улочки — всё это хранит память о композиторе и необычайно созвучно его удивительной музыке. Именно поэтому некоторое время назад сюда по инициативе Ларисы Абисаловны был перенесен Международный конкурс оперных певцов имени Римского-Корсакова. В ближайших планах — исполнение всех романсов Римского-Корсакова на родине автора.
Дух Римского-Корсакова незримо присутствует в Тихвине. Он словно направляет музыкальную жизнь небольшого города, вдохновляет на творчество, помогает начинающим музыкантам, чье выступление на мастер-классе Ларисы Гергиевой удивило серьезной профессиональной подготовкой, настоящей увлеченностью, тонкой музыкальностью каждого из юных исполнителей.
Позже, когда праздник музыки продолжился в Концертном зале Дворца культуры имени Римского-Корсакова, уже на концерте солистов Академии Мариинского театра Гелены Гаскаровой, Антонины Весениной, Александра Трофимова, Вячеслава Козловского и пианиста Анатолия Кузнецова стало понятно: Тихвин — город волшебный. Романсы Римского-Корсакова «То было раннею весной», «Шепот, робкое дыханье», «Пленившись розой, соловей», «Звонче жаворонка пенье», арии Снегурочки, Оксаны, Марфы, Шамаханской царицы и неизвестная широкому слушателю ария Чаплицкого из оперы «Пан воевода» словно озвучивали только что увиденные тихвинские пейзажи, раскрывая новые глубинные смыслы любимой музыки.
Следующая остановка — Сестрорецк, небольшой уютный город, который входит в состав Санкт-Петербурга, живописное курортное местечко на берегу Финского залива, новая точка на карте Московского Пасхального фестиваля. Здесь к участникам Камерной программы присоединились солисты Мариинского театра сопрано Виктория Ястребова и тенор Дмитрий Воропаев. Одна из особенностей формирования маршрута Камерной программы — непременный акцент на малых городах России. Как правило, первое впечатление является определяющим, знакомство перерастает в крепкую дружбу, возникают новые творческие инициативы.
Концерт, состоявшийся в Сестрорецке, пришелся на Пасхальное воскресенье. Публике — чуткой, открытой, внимательной, не менее искушенной, нежели в мегаполисах — пришел по вкусу серьезный репертуар. Ларисе Гергиевой удивительным образом удалось безошибочно почувствовать настроение зала, предугадать реакцию нового слушателя. Ее легкие, живые и необычайно емкие по содержанию комментарии, вбирающие в себя неожиданные смелые параллели и яркие акценты, украсили программу и в очередной раз подтвердили правильность выбранного для фестиваля концертного формата.
Продолжение следует...
Текст: Татьяна Цветковская