Премьера оперы Бенджамина Бриттена «Поругание Лукреции» состоялась 26 апреля в московском театре «Новая опера». «Лукрецию» называют одним из самых прекрасных сочинений английского композитора, ставят в одни ряд с «Поворотом винта» и «Сном в летнюю ночь». Увидеть спектакль в театре — большая редкость. Такую возможность столичный зритель получил впервые.

Бриттен поставил «Поругание Лукреции» в 1946 году в Глайндборне. Это первая камерная опера композитора, всего 8 певцов и 13 инструментов в оркестре. Из-за малого состава ответственность и значимость каждого исполнителя многократно возрастают. Музыкальный руководитель постановки и дирижёр Ян Латам-Кёниг убеждён, что «Поругание Лукреции» — один из шедевров двадцатого века, Бриттену удалось совместить классицизм с глубокой эмоциональной драмой. Важный акцент ставится и на психологии.

В основе оперы Бриттена легендарная история о римской матроне Лукреции. Фабула проста: царский сын Секст Тарквиний изнасиловал Лукрецию, жену своего родственника Луция Коллатина. Лукреция не может смириться с позором и убивает себя. События становятся последней каплей в бесчинствах этрусского рода, правящего Римом. Поднимается восстание, царя Тарквиния Гордого вместе с родственниками изгоняют из страны, а Рим провозглашают республикой. История описана ещё до нашей эры Титом Ливием, знаменитым древнеримским историком. Если для римлян смерть Лукреции — это начало, новый этап жизни государства, то Бриттен на этом моменте останавливается. Праведных речей о восстании и республиканском мире в опере нет.



У Бриттена история вовсе не про Лукрецию, Тарквиния и Коллатина, не про восстание, не про ужас насилия и не про извечное противостояние женщин и мужчин. Эти темы безусловно можно найти, зрителю в этом помогают режиссёр спектакля Екатерина Одегова и художница Этель Иошпа. Костюмы мужских персонажей выглядят грубо, угловато и нелепо, словно по сцене бродят воинственные дикобразы и ежи. Женский мир вовсе иной — он обласкан цветами, мягким светом, а одежды стилизованы под эпоху Ренессанса. Внимательный зритель обратит внимание на воду, в спектакле она играет не последнее место во взаимоотношениях полов. Помпезных декораций нет, огромные прямоугольные конструкции иссиня-чёрного цвета лишь подчёркивают враждебность мира, а сцену заволакивает туман. Одним словом, отсылок к итальянским красотам не найти, больше всего атмосфера напоминает мутное болото. Но постановщики и не скрывают — это не дань модной сценографии недосказанности, а действительно необходимый «мутный» антураж. У него много аллегорий: страшная бездна человека, потёмки души, лабиринты подсознания — есть из чего выбрать. Но центральный вопрос, который задаёт Бриттен — что с этим ужасом делать? История непременно повторится, Лукреция вновь будет поругана. Ответ можно найти в партиях мужского и женского хоров (в опере это всего два человека).

В самом начале, женский хор:

О, как ты, время, медленно бредёшь... 
В тяжелом сне ещё жить Риму пять веков, 
Голгофы ждать.

И в финале, мужской хор:

Идёт Он впереди.
Он видит всё — любой поворот пути, и сомненья, и страх.
И всё прощает нам...
И просит в ответ наше смирение.
Он умер, чтоб живы были мы,
Всё нам простив, все раны, что мы ему нанесли.
Страсти Христа — вот наш свет.
Иисус Христос — спаситель.
Это всё. Это всё.
 
 
Отчасти то, что события оперы разворачиваются за полвека до прихода Спасителя, оправдывает решение Лукреции убить себя. У неё нет альтернативы, если она хочет соблюсти чистоту души. Она живёт до Благой вести. Символично, что премьера «Лукреции» состоялась на Страстную пятницу, самый страшный день для христиан. В эти предпасхальные дни жизнь верующих смиренно замирает в ожидании главного чуда в мире. Пускай мы все отсчитываем наше время от Рождества Христова, встреча со Спасителем у каждого своя. Бриттен это знал, именно поэтому он предлагает посмотреть на историю Лукреции глазами, очищенными слезами Христа.

Ближайший показ оперы «Поругание Лукреции» состоится 27 апреля. Следующий раз спектакль представят в «Новой опере» только летом, 27 июня.


Текст: Никита Курочко
Фото: Даниил Кочетков, «Новая опера»