Выставка «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа» открывается 5 марта в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. В экспозиции — 80 произведений живописи и графики из собрания британской галереи Тейт.
«Нам было очень сложно её делать, потому что наша экспозиционная зона тоже сложная. И все вписать сюда от „Лицом к будущему“, которая, в сущности, предшественник выставки лондонской школы; и японское искусство, и самое разное искусство всех времен и народов, и одновременно такую живопись, такую энергию, довольно сложно», — рассказывает директор Пушкинского музея Марина Лошак.
Сотрудничество Музея изобразительных искусств имени Пушкина и галереи Тейт продолжается уже больше десяти лет. В Москву из Лондона привозили Тёрнера, Уильяма Блейка, прерафаэлитов. Когда же решили организовать выставку художников Лондонской школы, появились препятствия. И главное из них — поиск спонсора.
«Это не Рафаэль, и не Тициан, и не художники итальянского Ренессанса. Для того, чтобы осознать важность этой темы, надо быть человеком осознанным. Имена художников не всегда известны, а их судьбы не столь однозначны, — рассказывает Марина Лошак. — Но наступил момент, когда мы решили сами себе назначить 2019 год британским и сделать такую выставку его открытием. У нас получилось».
Искусство художников Лондонской школы неискушенному зрителю, привыкшему к традиционной живописи, покажется, возможно, странным и даже жестким. Впечатление усугубят трагичность и драматизм сюжетов, к которым обращаются мастера. Здесь и социальные конфликты, и жуткие исторические события (одно «Убийство Розы Люксембург» Рональда Брукса Китая чего стоит), и личные переживания, связанные с потерей близких.
Р.Б. Китай. Убийство Розы Люксембург. 1960 © Tate
Лондонская школа стоит особняком на фоне авангардных течений второй половины 20 века. Художники, в отличие от коллег-концептуалистов, продолжают традицию фигуративной живописи. В центре их внимания — человеческое тело, его пластика, уязвимость и жизнеспособность. Пишут мастера и пейзажи, но всегда превращают их в очень личную историю. Марина Лошак искренне любит это направление: «У меня очень персональное отношение к этому искусству, я ощущаю его как одно из важнейших. И меня радует всё, что я здесь вижу. Чудесные вещи приехали на выставку. Я видела много работ этих художников, мне повезло больше, чем остальным».
То, что ГМИИ имени Пушкина удалось организовать подобную выставку и привезти в Россию почти сотню работ художников Лондонской школы, уже само по себе, событие важное, если не сказать грандиозное.
Экспозиция будет интересна желающим расширить представления о европейском искусстве послевоенного времени и тем, кто не боится «жестоких» сторон жизни, воплощенных на огромных полотнах. Да, ощущение на выходе может оказаться гнетущим, но кто сказал, что искусство должно быть только светлым и позитивным?
Выставка в Пушкинском музее продлится до середины мая.
Текст: Наталия Сергеева