«Декабрьские вечера» начались в Пушкинском музее с «Испанских мотивов». На концерте выступили альтист и дирижёр Юрий Башмет с камерным ансамблем «Солисты Москвы», а также гитарист Артём Дервоед. Прозвучали произведения Чайковского, Абриль Гарсиа и Боккерини.
Серия концертов проходит в пространстве выставки «Пикассо & Хохлова». История любви великого испанского художника к русской балерине – это настоящий калейдоскоп эмоций. А в музыкальной программе фестиваля из 13 концертов есть испанские, русские и французские произведения. Каждый сможет найти что-то для себя, считает заведующая отделом музыкальной культуры музея Юлия Де-Клерк:
Юлия ДЕ-КЛЕРК: «В этом году всё очень разное, как и сам Пикассо, который всё время менял лики. Будут классические программы, в которых выступит, например, «Данель квартет». Этот замечательный коллектив привозит программу «Виражи ХХ века». Она начнётся со знаменитого опуса Стравинского. Прозвучат экстравагантные пьесы для квартета 1914 года. Они созданы накануне Первой мировой войны. Закончится эта программа квартетом Вайнберга. Это будет российская премьера, потому что произведение никогда не исполняли здесь».
Тема Испании очень притягательна, ведь культура этой страны насыщенна контрастами. Здесь пересекаются консервативность и эксперимент, страстный темперамент и строгая религиозность, нежность любви и жестокость корриды. Для гитариста Артёма Дервоеда образы в музыке могут быть визуальными или эмоциональными:
Артём ДЕРВОЕД: «В концерте «Мудехар» испанского композитора Антона Гарсиа Абриля можно задуматься об образности, потому что это такая мавританская Испания. «Мудехар» – это, прежде всего, дворец Альгамбра и другие исторические памятники архитектуры. А произведения Боккерини можно назвать «барочной дискотекой». Потому что фанданго – это музыка танца, от которой вы точно захотите пуститься в пляс!»
Вдохновителем «Декабрьских вечеров» был пианист Святослав Рихтер. Он считал, что декабрь в Москве – это красивое и самое подходящее время для фестиваля. Президент Пушкинского музея Ирина Антонова – верный хранитель «вечерней» традиции. Для неё музыка и живопись нераздельны. На открытии Ирина Александровна обратила внимание на глубокие смыслы в программе фестиваля этого года: «Здесь очень много правды, я бы даже сказала, одна лишь правда».
репортаж Алёны Оганесян