Выставка одежды, которая повествует вовсе не о нарядах и костюмах. Осенний выставочный сезон музея современного искусства «Гараж» открылся сразу пятью проектами. Один из них — «Ткань процветания» — посвящён одежде в искусстве вне контекста модной индустрии. Если проще, то идеям, которые несёт одежда. Гардероб — это не только способ прикрыть наготу и обезопасить тело от внешней среды, но и средство самовыражения, а также социальный идентификатор.

Куратор выставки Валентин ДЬЯКОНОВ: «Одежда — это способ себя идентифицировать с чем-то или кем-то. Для многих людей это способ выделиться, но поскольку людей много, то выделиться как-то действительно уникально всё меньше и меньше получается. Наша выставка о том, как через эти попытки с чем-то идентифицироваться, люди попадают в большие исторические процессы, в большие повествования о том, что происходит в мире. Нам кажется, что через абсолютно банальную роль одежды можно рассказывать эти истории, что они больше не будут казаться далёкими и абстрактными. Они превращаются в конкретику и становятся носибельными».

Посетителям представлены проекты более сорока художников. Их работы вплетены в географию выставки, которая также повествует о «шёлковых путях» XXI века. Глобальные маршруты от подготовки ткани и пошива одежды в Бангладеш до продажи готовых изделий по всему миру. Есть и другие пути — к примеру, морская дорога в Европу, где мечтают найти приют беженцы с африканского континента. «Мёртвое море» из вещей молчаливо рассказывает о судьбах мигрантов.

«Ткань процветания» приоткрывает невидимую силу, которая ведёт человека дорогой «быстрой моды». Что носить и как выглядеть диктует «кришна-капитализм». Понятие спекулятивное, заявляют организаторы выставки, однако оно ясно олицетворяет процессы в политике и обществе. Люди живут в бесконечном потоке вещей. И то, что человек нужен не только для покупки одежды, может вызвать сомнение.

Выставка «Ткань процветания» будет идти в Гараже до 27 января.


текст: Никита Курочко