Убийца времён холокоста становится знаменитым дирижёром и упивается своим успехом. Отразится ли это в звучании оркестра? В премьерном спектакле «Фальшивая нота» конфликт прошлого и настоящего, благородного и бесчеловечного раскрывается через диалог двух музыкантов в гримёрке.
Сеанс уединённого самолюбования дирижёра прерывает загадочный гость, который для обычного поклонника знает слишком много о классике и биографии маэстро. На сцене театра Вахтангова разговор персонажей превращается в суд, где обвинённый и жертва меняются местами, а музыка становится свидетелем. Произведения чешского композитора Павла Хаса и «Сверхмузыка Вагнера» выражают позицию главных героев. Миллер и Динкель проходят путь очищения от «Фальшивых нот», чтобы сделать жизнь созвучной с Моцартом. Для композитора Фаустаса Латенаса драматургия этого спектакля – уникальна:
Фаустас ЛАТЕНАС: «Хотелось ввести в конфликт противоположные музыки. Всем известно, что Гитлер очень любил творчество Вагнера. А другой композитор Павел Хас, надеялся, что его помилуют, и писал по заказу концалгерских властей. Но это не сработало. В спектакле звучит его камерная сюита для струнного оркестра. Я думаю, что если бы Павел Хас и Вагнер жили сегодня, то они были как главные герои этого спектакля. Хас заставил бы Вагнера признаться в совершённых преступлениях, простил бы его. Ходить одному с виной, а другому – обвиняя – это тоже грех. Тот, который обвиняет должен освободить того, кто в грехе и убрать с себя постоянство обвинения другого. Вот тогда появятся другие краски, тогда появятся Моцарт и Вивальди».
Роль загадочного Динкеля – дебют Геннадия Хазанова на сцене Вахтанговского театра. А актёр Алексей Гуськов долго ждал нового сотрудничества с художественным руководителем театра:
Алексей ГУСЬКОВ: «Я, наконец, дождался новой работы с Римасом Туминасом. Это режиссёр, работа с которым – всегда вызов, постоянное желание превзойти самого себя. Мой персонаж – дирижёр. Симфонический оркестр – модель мира. Каждый человек приходит на эту землю со своим инструментом. Далеко не всегда оркестр играет красивую мелодию».
Почти под потолком возвышается сцена со стульями и пюпитрами, которые словно наблюдают за главными героями. Детективная абстракция «Фальшивая нота» с непредсказуемыми сюжетными поворотами заставляет задуматься каждого о том, какое звучание ему ближе. Следующий показ новой постановки – 23 сентября.
Алёна Оганесян