Финальный концерт фестиваля «Летний вальс» состоялся 5 июля в Московской консерватории. На сцене Большого зала сверкали трубы и тромбоны Центрального концертного образцового оркестра имени Римского-Корсакова Военно-морского флота России. Корреспондент радио «Орфей» Алёна Оганесян провела вечер в размере 3/4.
Что-то светлое, несовременное и стремящееся куда-то в своём водовороте… вальс – это то, что молодое поколение слушает изучающе, а старшее с ностальгией. Истории многих семей начались именно с этого танца, ведь когда-то вальс был важной частью городской жизни тех, наивных лет. Начальник Центрального концертного образцового оркестра ВМФ, капитан первого ранга Алексей Карабанов, дирижирует оркестром и мысленно переносится в другие времена.
Алексей КАРАБАНОВ: «Название «Летний вальс» отсылает нас к традиции садово-парковых выступлений, когда летом вальс звучал в садах и парках. Я помню, во времена моей юности в Петербурге, в каждом саду звучал оркестр. Может быть, его едва слышно, но это особое состояние – сразу чувствуешь какой-то праздник: парк, оркестр, лето, солнце».
Программа рассказывает о ценностях, которые дороги каждому русскому человеку. Это исторические мотивы в музыке Глинки, яркий темперамент Хачатуряна, нежность вальсов Чайковского и сила в марше из «Любви к трём апельсинам» Прокофьева. Большой зал консерватории словно меняется, когда на сцене оркестр в военной форме. Концертное и церемониальное исполнения отличаются.
Алексей КАРАБАНОВ: «Церемония – это чёткое следование протоколу, темпу, если мы говорим о марше или каких-то других церемониальных моментах. Например, исполнение государственного гимна. Это всегда очень чётко связано с темпом. Особенно, если в этот момент стреляют пушки, они стреляют по часам. И тут надо, чтобы точно совпало начало, оно всегда совпадает. А вот окончание всегда должно быть точно с последним выстрелом. И это точно по секундам».
Концертное исполнение не про точность и выверенность, оно про эмоции, лирику и настрой. Это музыка, в которой есть своя стать. Именно поэтому люди выходят из зала с расправленными плечами.
репортаж Алёны Оганесян