Музыка — отличный повод отправиться в путешествие. Хотя бы на пару дней. И несомненно, удачным выбором в этом плане станет посещение Лейпцига. По его музыкальным местам прогулялась Наталия Сергеева.
Лейпциг — один из самых музыкальных городов мира. Здесь жили Бах с сыновьями, Вагнер и Мендельсон. А еще именно в Лейпциге начались демонстрации, за которыми последовала Мирная революция в ГДР и воссоединение Германии.
Не спеша обойти весь город и познакомиться с его основными достопримечательностями можно за один день, и еще один день оставить для походов по музеям, которых здесь полно.
Любители музыки со всего мира приезжают в Лейпциг летом на Баховский фестиваль. В это время отовсюду слышны знакомые мелодии партит, мотетов и кантат. Гуляя по городу, можно запросто попасть на уличный концерт и бесплатно послушать музыку в хорошем исполнении. На фестивале много площадок. Помимо знаменитых Гевантхауса и Лейпцигской оперы, исполнители из разных стран выступают в музеях, церквях, на рыночной площади и вокзалах. Слушатели при этом могут сидеть за столиками, потягивая пиво, подпевать, пританцовывать или даже участвовать в концертах — взяв в руки ноты, исполняя партии и подчиняясь дирижерскому жесту.
Каждый любитель творчества Иоганна Себастьяна Баха обязательно вспомнит про церковь святого Фомы, или Томаскирхе, где композитор почти тридцать лет — до самой смерти — работал кантором. Здесь же Баха и похоронили. А еще в этой церкви крестили двенадцать детей композитора и Рихарда Вагнера. Кстати, Лейпцигский хор мальчиков до сих пор считается одним из лучших и, несмотря на насыщенный гастрольный график, обязательно дважды в неделю даёт концерты в церкви святого Фомы.
Во дворе Томаскирхе — памятник Иоганну Себастьяну Баху. Его в начале 20 века сваял уроженец Лейпцига Карл Зеффнер. Любопытная деталь: один из карманов композитора вывернут. Возможно, скульптор хотел показать, что у Баха карманы пусты, а небрежно застёгнутый пиджак рассказывает о чрезмерной увлеченности своим делом — том самом фанатичном состоянии, когда даже на собственную внешность плевать. Напротив памятника вход в музей Иоганна Себастьяна с множеством артефактов.
Маленький секрет для наших читателей. Если пройти мимо дома святого Фомы — места, где раньше располагалась старая школа, в которой жил Бах с семьёй, то в сквере рядом с Дитрихринг вы увидите еще один памятник знаменитому кантору. Его часто не замечают даже местные. А зря, ведь это первый всемирно известный памятник Иоганну Себастьяну, который появился благодаря Феликсу Мендельсону и его деньгам. Кто знает, сколько бы веков еще прошло до того времени, как имя Баха прогремело бы на весь мир, если б Мендельсон не отыскал партитуру Страстей по Матфею и не организовал бы её исполнение в Берлине в 1829? Современники говорили: «Если Бах — бог, то Мендельсон — его пророк». Кстати, памятник немецкому романтику стоит тут же по соседству.
Находясь в центре Лейпцига, вы обязательно пройдете мимо Лейпцигской оперы и Гевантхауса, которые, как родные, смотрят друг на друга через фонтан на площади Августа. Здания ни капли не похожи. Неоклассичный оперный театр строили в середине 20 века. Это первое здание оперы времен ГДР. Когда-то Лейпцигская опера выглядела совсем иначе, но из-за бомбежек в 1943 году её фактически стерло с лица земли. Кстати, Лейпциг стал первым после Байройта городом, где во второй половине 19 века целиком поставили тетралогию Вагнера «Кольцо нибелунгов».
Резиденция легендарного оркестра Гевантхаус — современный союз стекла и бетона. Через огромные окна с улицы мы видим монументальную потолочную роспись «Песнь жизни» художника Зигхарда Гилле, которая вечером играет десяткам отражений и красок. Сегодня лейпцигский оркестр знают во всём мире. Его руководителями в разное время были Феликс Мендельсон, Вильгельм Фуртвенглер, Курт Мазур, Герберт Бломштет и Рикардо Шайи. Сейчас капельмейстер знаменитого коллектива — латвийский дирижер Андрис Нельсонс.
В нескольких шагах от Гевантхауса находится дом Мендельсона — единственное уцелевшее жилище композитора, в котором он проживал до самой смерти. Гостями дома были Роберт и Клара Шуман, Игнац Мошелес и Фердинанд Давид. Сегодня здесь музей, в котором можно увидеть подлинную мебель, рукописи, письма и акварель Мендельсона. В сентябре Гевантхаус организует дни Мендельсона, на которые приезжают гости со всего мира.
Вообще Лейпцигу каким-то невероятным образом удается хранить вековые музыкальные традиции и при этом быть вполне современным и уютным городом. Многое здесь удивляет и восхищает. Вы, например, можете представить, как на Ленинградском вокзале двести человек поют по нотам «Попутную» Глинки? Я тоже нет. Пока что.
Текст, фото, видео: Наталия Сергеева
А вот так маршрут выглядит на Яндекс-картах:
Другие репортажи радио «Орфей»
Мемориал Ирине Архиповой
Мемориал Ирине Архиповой открыли 9 июня на Новодевичьем кладбище в Москве.
На родине Собинова
Леонид Собинов – ярчайшая звезда на оперном небосклоне. Имя легендарного тенора знают во всем мире. Это такой же непреложный символ русского вокального искусства, как Федор Иванович Шаляпин. Но вот если задать вопрос – что знаем мы о Собинове?
«Алеко». Жаркая премьера в «Геликон-опере»
Актёры к публике настолько близко, что видно каждое мимолётное движение, микро-эмоцию; цыганки заглядывают зрителям в глаза так, что становится жутковато. Вечером 7 июня в «Геликон-опере» на премьере рахманиновского «Алеко» в настоящий табор попала корреспондент радио «Орфей» Марина Сёмина.