Актёры к публике настолько близко, что видно каждое мимолётное движение, микро-эмоцию; цыганки заглядывают зрителям в глаза так, что становится жутковато. Вечером 7 июня в «Геликон-опере» на премьере рахманиновского «Алеко» в настоящий табор попала корреспондент радио «Орфей» Марина Сёмина.
В полумраке, прямо на сцене цветным расшитым ковром раскинулся табор цыган. Так близко, что кажется мы не на спектакле, а посреди степи слушаем на закате песни о вольной жизни — настолько ярки и колоритны образы персонажей. Художник-постановщик Валерий Кунгуров партитуру Рахманинова рассматривает как картину.
Валерий КУНГУРОВ: «Мы старались через цвет передать страсть, которая есть в музыке, потому что ноты, вне связи с творчеством Скрябина и его цветомузыкой, для меня лично имеют цветовое обоснование».
Шёлковые палантины с причудливыми узорами, диковинные шаровары всех цветов радуги, восточные тюрбаны, и блеск золотых украшений — мы смотрим в удивительный калейдоскоп с таким же искренним восторгом, что и в детстве. В танце цыган — свобода, страсть, откровенные движения и даже распущенность. Тайны человеческих желаний, пылкость и первобытное влечение — и на сцене, и в зрительном зале. От фантазий хореографа-постановщика Илоны Зинуровой становится жарко.
Илона ЗИНУРОВА: «Это пластические зарисовки, потому что в «Геликоне» шикарный хор, который двигается и поёт. Поэтому сложности заключаются и в постановке голоса, чтобы они звучали во время движения, не сбивали дыхание и при этом двигались, создавали картины. Живые картины. У нас живые полотна благодаря художнику, видению режиссёра и моего».
Главный герой — Алеко — несчастный потерянный человек, обезумевший от предательства и лжи. Даже финальная сцена с убийством почему-то не делает из него злодея. Только бесконечную боль и одиночество ощущаем мы. Для Петра Морозова это первое исполнение роли Алеко в спектакле.
Пётр МОРОЗОВ: «Мы пытались найти какие-то краски и средства, особенно в знаменитой, я считаю, кульминации всей оперы — каватине Алеко, чтобы она не превратилась в заунывный плач. Именно в этой каватине приходит осознание его трагедии».
В этом сюжете всё, с чем мы сталкиваемся в жизни: любовь, стремление к свободе, поиск своего места на земле, крах ожиданий и горечь предательства. Проблемы, о которых в музыке писал Рахманинов, режиссёр Ростислав Протасов сравнивает с хорошим настоявшимся вином.
Ростислав ПРОТАСОВ: «Образы, выписанные музыкально, являются ключом к понимаю роковых страстей, которые перекочевали из поэмы Пушкина „Цыганы“. Когда мы приступали к этой работе, наверное, даже не переосмысление, а чутьё и наслаждение от музыки стало главной квинтэссенцией того, что мы сейчас получили, выходя на премьеру».
Когда мы тонем в гуще событий, всегда тяжело сделать верный шаг. Человеку, который ищет и не находит, надеется и не получает, стремится и отвергается, трудно сохранить в себе свет и веру в лучшее. Но у него всегда есть выбор: любить за что-то или любить вопреки. И только сильные духом выбирают второе.
Другие репортажи радио «Орфей»
Мемориал Ирине Архиповой
Мемориал Ирине Архиповой открыли 9 июня на Новодевичьем кладбище в Москве.
Этим песням рукоплескали миллионы: от простых рабочих до высокопоставленных чиновников. Певица-легенда Людмила Зыкина до сих пор живёт в наших сердцах. Концерт памяти великой артистки прошёл 6 июня в Светлановском зале Московского дома музыки. Репортаж Марины Сёминой.
Биомеханика джаза
Стэн стучит по роялю костяшками пальцев, Лотте водит по саксофону смычком... На концерте авангардного джаза наш корреспондент Наталья Михайлова погружалась в поток абстракций и состояний.