Густая, чернявая, взъерошенная грива, карие глаза, необузданная борода, из-под которой выглядывает совсем юное лицо. Это портрет не рок-солиста, а французского клавесиниста Жана Рондо, приехавшего в город Владимир познакомить местных слушателей с магией старинной музыки.
Между сольным туром по Европе и Америке Жан на неделю завернул в сердце Золотого кольца поиграть на новом клавесине Энтони Бонамичи. Для выступления в пятницу, 13-го апреля, Жан Рондо выбрал клавирный Концерт ре-минор Иоганна Себастьяна Баха и единственное произведение Франсиса Пуленка для клавесина — «Сельский концерт».
Игра француза похожа на борьбу между лирикой и страстью, созерцанием и отрешённостью. Он творит на сцене волшебство. У камерного состава Владимирского оркестра небольшой опыт в игре барочной музыки, а скрипкам иногда не хватает лёгкости и свежести, но они находят нужный баланс и дышат вместе с Жаном, плетя из звуков тонкую музыкальную паутину. Сидя за клавесином, Рондо рассматривает барочный шедевр, словно хрустальную статуэтку, такую хрупкую и изящную.
Лёгкость первой части, сменяет откровение второй. На фоне заката, который просачивается через небольшие окна зала, открывается мир старинной музыки. Своей стихийной игрой Жан внезапно вгоняет всех в оцепенение. Мелизматика у Рондо не просто формальность, каждая трель или мордент прочувствованы. Музыка финала проносится таким вихрем, что зал «ревёт» на последнем звуке концерта...
Это стало настоящим откровением для владимирцев: «чудо-инструмент», звучащий так по-разному, и «чужеземец», который может с инструментом совладать. В антракте люди обступают клавесин со всех сторон, рассматривая поближе все детальки.
– Я даже не знала до этого, как он звучит, — общается со своей приятельницей дама в тёмно-синем атласном платочке.
– Да, и я тоже… Как будто детская шкатулка, но только больше.
Во втором отделении – Франсис Пуленк. «Сельский концерт» почти не исполняют в оригинале, клавирную партию поручают фортепиано. Вдвойне любопытно услышать такое редкое аутентичное звучание. Получается своего рода стилизация музыки Куперена или Рамо, но звучащая свежо и современно. Сложное произведение, с множеством образов и изобилием разнохарактерных эпизодов. Музыкальная ирония и неподдельный мальчишеский задор охватывают Жана Рондо и оркестр. Неунывающий тон концерта, общее веселье, диалоги оркестра и солиста, карикатурно рисуют образ «большой деревни», в которой сочетается несочетаемое.
На бис Рондо исполняет «Мистические преграды» Франсуа Куперена, как бы приглашая гостей на свой будущий сольный концерт, в котором 17 апреля будет звучать только барочная музыка. Затем Жан отправится в дальнее путешествие, а владимирцы будут вспоминать «чужеземца» как чудо, открывшее им красоту и вечность старинной музыки.
Фото пресс-службы Владимирского центра классической музыки и Елены Филиной