На карте Московского Пасхального фестиваля появилась новая точка. Солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра под руководством народной артистки России Ларисы Гергиевой впервые в истории крупнейшего фестиваля выступили на родине отечественного хрусталя. Вместе с артистами в Гусь-Хрустальном побывала специальный корреспондент радио «Орфей» Татьяна Цветковская.
Поселок Никулино на реке Гусь стал гордо именоваться Гусь-Хрустальным и дорос до статуса города благодаря усилиям легендарных стекольных промышленников Мальцовых. История Гусевского завода восходит к 1756-му году. Перенос производства из ближайшего Подмосковья в Мещёрский край произошел по распоряжению высокого начальства, проявившего похвальную заботу об экологии. Начинали на новой фабрике с простых и непритязательных стаканов и рюмок, но вскоре доросли до уровня высокохудожественного, и уже в XIX веке гусевской хрусталь «звенел» на весь мир, собирая все первые премии на российских и международных выставках!
Сегодня жизнь Гусь-Хрустального по-прежнему строится вокруг Хрустального завода, который носит теперь имя своего основателя — Акима Мальцова. Благодарные потомки не забывают и о заслугах наследников Акима Васильевича. Чаще других добрым словом вспоминают Юрия Степановича Нечаева-Мальцова. На щедрые пожертвования мецената в Москве построили Музей изящных искусств (ГМИИ имени Пушкина), а в Гусь-Хрустальном возвели великолепный Георгиевский собор. Архитектором выступил Леонтий Николаевич Бенуа, а оформлением внутреннего пространства занимался Виктор Михайлович Васнецов. Его работы оказались столь впечатляющими, что современники лишь разводили руками: «Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда».
Сегодня в Георгиевском соборе расположен Музей хрусталя, уникальную коллекцию которого собирали веками. С первых дней существования завода здесь сохранялись все образцы продукции. В центре этой роскоши, в концертном зале Музея хрусталя имени Мальцовых и выступили солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Мария Баянкина, Антонина Весенина, Илья Селиванов и Ярослав Петряник. Партию фортепиано исполнил Анатолий Кузнецов. Попробуйте представить, как на фоне гениальной огромной мозаики, выполненной по эскизу Васнецова, в соборной акустике звучала песня Свиридова на стихи Блока «Богоматерь в городе». Остальные номера программы были не менее убедительны — публика бисировала без устали.
Представляла участников концерта и комментировала его программу Народная артистка России Лариса Гергиева.
Александр Васильевич Куранов, директор театрально-концертных программ Владимиро-Суздальского музея заповедника уже не первый раз приветствует Московский Пасхальный фестиваль на владимирской земле.
Александр КУРАНОВ: «Мы имели счастье в прошлом году принимать эту программу молодых певцов. Мы принимали Ларису Абисаловну в знаменитой Крестовой палате в городе Суздале. Был фантастический успех. Но в этом году мне показалось, что надо как-то расширить. Думаю, им понравились огромной красоты здание, зал. Это огромное счастье – иметь возможность работать с таким театром.
Я сейчас говорил с Ларисой Абисаловной, что мы бы хотели не только принимать Мариинский театр в рамках Пасхального фестиваля, а расширить наше взаимодействие. Мы сейчас делаем новые площадки везде, мы ставим хорошие рояли. Это очень важно. В середине мая мы во Владимире откроем новый театрально-концертный зал с хорошим роялем. У нас два отличных рояля в Суздале.
Мы пытаемся создать интересные программы. Хотим, чтобы программы были уникальными. То, что произошло сегодня – это уникальная программа. Её сочинила Лариса Абисаловна. Мало где услышишь такие фантастические голоса!»