На Международном конкурсе молодых оперных певцов Елены Образцовой начинаются оркестровые репетиции. Одиннадцать финалистов в сопровождении симфонического оркестра исполнят на третьем туре по одной оперной арии. В составе жюри — народная артистка России Лариса Гергиева. Лариса Абисаловна стояла у истоков музыкального состязания.

Лариса ГЕРГИЕВА: Я, как известно, являюсь основателем конкурса Елены Образцовой, с которой меня связывали самые тёплые и добрые отношения. Мы очень дружили, много вместе ездили, выступали, встречались, беседовали о музыке, о пении, об опере и в последние годы много внимания в нашем общении уделяли молодым певцам. Зная, как Елена Васильевна переживает самый важный, самый главный момент, который с возрастом наступает абсолютно у всех оперных певцов, — момент ухода со сцены, — я хотела предложить ей нечто такое, что заняло бы её и раскрыло бы с новой стороны. И я придумала: сделать к её шестидесятилетию конкурс её имени в её родном городе. Это так её удивило, так обрадовало, так увлекло! И она стала буквально жить этим.

Организовать первый конкурс было непросто. В первую очередь надо было решить финансовые проблемы, связанные с его проведением. Мы хотели, чтобы конкурс прошёл на крепком профессиональном уровне: чтобы в жюри сидели известные деятели искусства, отечественные и зарубежные, чтобы были хорошие призы, чтобы члены жюри получили достойные гонорары, чтобы было много прессы, чтобы проводились мастер-классы, творческие лаборатории. Елена Васильевна получила первый конкурс как подарок: было сформировано жюри, определено количество участников. Но она была деятельным человеком, и, конечно же, ей хотелось что-то предлагать, самой принимать решения. Я провела первый конкурс как руководитель, а потом она хозяйничала уже сама, предварительно взяв с меня обещание, что я буду в жюри на каждом конкурсе.

Елена Васильевна была человеком невероятного таланта, душевной щедрости и восприимчивости к прекрасному. И даже если она не знала какое-то произведение, услышанное на конкурсе, она немедленно записывала название и тут же начинала искать. Обычно мы сидели в разных концах стола, и она всё время пересылала мне записочки, порой очень смешные. Их у меня скопилось немало. В них она иногда просила раздобыть ноты, что я с удовольствием делала.

Я рада, что последний отрезок жизни Елены Васильевны был окрашен новым проявлением её невероятного таланта — умением отбирать и коллекционировать голоса. Она возила их на гастроли, пропагандировала их имена, устраивала концерты. И это было настолько прекрасно и удивительно, что никто (особенно я) не ожидал такого быстрого её ухода из жизни. Она просто ушла и всё. Но буквально за несколько дней до своей смерти она прислала мне из Германии сообщения, в которых просила сделать так, чтобы конкурс жил и продолжался. И ещё она писала: «Больше всего боюсь, что меня забудут». Но она живёт. Живёт в именах лауреатов, которые потом стали делать карьеры, в успехах их учеников. Ведь многие из тех первых ласточек где-то преподают. Всё-таки двадцать лет прошло.

Конечно, невозможно хранить всё только так, как было при Елене Васильевне, хотя я за это. Многое в проведении конкурса поменялось. Теперь у него немного другие устроители: Культурный центр Елены Образцовой в Петербурге, фонд в Москве.

Вокальная картина тоже меняется. Сейчас все хотят петь. Кто-то берёт частные уроки, кто-то беспрерывно ездит на конкурсы и прослушивания, что опасно, потому что так и жизнь может пройти. Я думаю, что для молодого певца очень важна тщательная подготовка к любому конкурсу, в том числе и к конкурсу Образцовой. Мне кажется, молодые певцы слишком много участвуют в различных конкурсах. У них есть набор произведений, подходящий для любого конкурса. Это неправильно. Мне часто приходится сидеть в жюри. И иногда смотришь и думаешь: «Вот ещё лет пять назад эта вещь в исполнении этой певицы звучала по-другому. Сейчас она уже заболталась, заветрилась, истрепалась». Важно не примелькаться. Надо специально, целенаправленно готовиться к определённому конкурсу.

Что меня удивило и порадовало на нынешнем конкурсе?

Радуют представители Узбекистана и Казахстана. На сей раз меньше китайцев и монголов.

Отмечу невероятное обилие голосов меццо-сопрано, при том неплохих. Буквально через одного участника поёт меццо-сопрано. Но оставляет желать лучшего вопрос стиля, произношения. Мне бы очень хотелось, чтобы ребята относились к этому более внимательно. Обязательно нужен ментор, коуч, преподаватель, который со стороны может сказать, как ты сейчас звучишь, какие у тебя недостатки и над чем надо работать.

Почти исчезли басы. В своих интервью я уже не раз говорила, что развитие вокального искусства идёт волнами. Вот сейчас пошла волна меццо-сопрано и баритонов. Театры, хватайте, слушайте!

Прозвучало немало сопрано. Среди них есть интересные голоса, но с не очень хорошей школой. Надеюсь, что мы снова услышим прекрасных колоратур, которыми всегда была богата наша страна. Очень хотелось бы верить, что появятся контральто. Я работаю в оперном театре и устраиваю много конкурсов. И мне хочется, чтобы у нас звучали все виды голосов.


Финальный третий тур Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой пройдёт в пятницу, 13 сентября, в Большом зале Петербургской филармонии. Прямую трансляцию смотрите на канале YouTube. Начало в 17:00 мск..