До старта одного из главных летних марафонов современности — Зальцбургского фестиваля — остается чуть больше месяца. Известно, что фестивальная «кухня» состоит из множества подразделений и ведомств, каждое из которых стремится к безупречности общего результата. Кристоф Энгель возглавляет отдел фестивальных продаж, и в этом учебном году он посетил Академию Гнесиных, чтобы провести мастер-классы для студентов-менеджеров. О принципах организации крупного фестиваля, о границах между PR и менеджментом, а также о форс-мажорах на сцене с ним беседовали Наталья Михайлова и Елена Филина.
Н. Михайлова: Музыкальный менеджмент сегодня — понятие довольно широкое. Чем именно вы занимаетесь на Зальцбургском фестивале?
К. Энгель: Я менеджер, глава отдела продаж Зальцбургского фестиваля. Продажи билетов — очень важная и чуть ли не главная часть этой системы.
Е. Филина: Мы знаем, что до того, как стать менеджером и заниматься организационной работой, вы получили полноценное музыкальное образование. Расскажите об этом.
К. Энгель: По первому образованию я виолончелист, играл в барочных оркестрах, играл классическую музыку. Но потом я понял, что мне интересно не только исполнять, но и понимать, что происходит за сценой. Я задумался над тем, как организовать концерт, как собрать зал, как продать билеты и так далее. Как исполнитель я не хочу играть в пустом зале, а хочу быть частью команды, которая обеспечивает приток зрителя. Я начал изучать в Швейцарии менеджмент в сфере искусства, а после работал в музыкальном агентстве. Мне нравится моя работа. С одной стороны, я исполнитель и разбираюсь в музыке, а с другой, как менеджер формирую фестивальные цены и умею объяснить, за счет чего они повышаются, например.
Н. Михайлова: Можем ли мы говорить о том, что менеджер — чуть ли не главная организаторская фигура на европейской арт-сцене?
К. Энгель: Помимо менеджеров, у фестиваля есть много департаментов со своими главами: отдел продаж, маркетинга, техническая дирекция. Они вместе делают большой проект. Я думаю, что хорошая командная работа возникает тогда, когда каждый двигается к локальной цели. И главное — необходимо разделять полномочия.
Н. Михайлова: Вы работаете в Зальцбурге 13 лет. Как за это время изменилась программа, атмосфера, логистика фестиваля?
К. Энгель: Самое интересное здесь, что каждый год — это новый фестиваль и новая программа. Я много думаю о том, что мы работаем весь год, но ради каких-то шести летних недель! Но иногда мы планируем следующий новый сезон, пока не закончился предыдущий, так что даже не понимаем, о каких именно программах разговариваем.
Е. Филина: Кто выбирает программу фестиваля и по какому принципу?
К. Энгель: Художественный руководитель и люди, ответственные за свои секции. Потом все принимают общее решение, представляют подготовленную программу техническому директору, который обдумывает сценографию. Далее дается задание отделу продаж, которые осмысливают программу и формируют её; дальше все идут к финансовому директору — он все подсчитывает. Только потом это попадает в мой отдел. Мы рассчитываем стоимость фестиваля, вычисляем, сколько должны стоить билеты, и в итоге — все складывается хорошо, или же мы идем и обсуждаем все сначала. Это очень сложный процесс. У нас есть два этапа: первый — это собственно программа, а второй — репетиции и вся техническая подготовка. Работу можно сравнить с домино — все может рухнуть в любой момент. Но если в итоге публике и критикам понравилось — то мы молодцы, все сделали правильно.
Е. Филина: Как вы поддерживаете интерес аудитории к фестивалю?
К. Энгель: Мы делаем интересную программу. Если это оперный спектакль, то уровень должен быть выше, чем просто «хорошо», а каждая постановка лучше той, что мы уже делали. Иногда выходят спектакли, которые потом становятся легендарными, иногда очень неординарные, — это невозможно предугадать. Но мы всегда должны делать всё на отлично — чтобы не потерять аудиторию.
Е. Филина: Насколько важны при этом приглашённые звёзды?
— Они важны, потому, что публика всегда ждет звезд. Вообще мы стараемся приглашать лучших и самых известных каждый год.Также нам нужны новые звезды, и мы не должны зависеть только от нескольких имен, это недопустимо. Если у нас только один пианист, и он не захочет или не сможет играть, все рухнет.
Н. Михайлова: А часто ли в процессе создания постановок возникают непредсказуемые ситуации?
К. Энгель: Могу рассказать одну историю про «Волшебную флейту». На одном из фестивалей партию Царицы Ночи должна была петь Альбина Шагимуратова. За 4 часа до спектакля она сидит у фониатора и отказывается выступать. С просьбой о замене мы обратились к 4 певицам, но все отказались, кроме одной — солистки молодежной программы Эммы Посман. Девушка ни разу не была на сцене, она не знала сценографию и дуэты — знала только арии. А у нас прямая трансляция на 2 миллиона человек! Постановка на грани срыва, но девушка соглашается и триумфально выступает.
Е. Филина: Как это удалось?
К. Энгель: У нее наушник в ухе, оркестр играет на пиано, а в наушнике ей говорят, что делать: «Иди в ту точку, разбей тарелку». Все остальное — импровизация, потому что невозможно выучить то, что люди учили несколько недель. Итог: человек спас фестиваль и сделал себе карьеру.
Интерьвю Эммы Посман
Н. Михайлова: С каким фестивалем вы бы сравнили Зальцбургский?
К. Энгель: Мы соревнуемся со всеми. У нас, в отличие от большинства других фестивалей, представлены опера, драматические спектакли и концерты. И, конечно, мы больше нацелены на европейскую аудиторию (Швейцария, Австрия, Германия). Да, мы привлекаем звезд, но иногда зрителей нужно готовить к каким-то неожиданны вещам.
Е. Филина: PR и культурный менеджмент: где граница между этими понятиями?
К. Энгель: Да, все пересекается, одно не может существовать без другого. Но это абсолютно разные профессии. PR-отдел несёт ответственность за прессу. Они должны организовать интервью, журналистов, пресс-конференции, писать обзоры, статьи. Чтобы сделать интервью, нужно переговорить с артистическим отделом, спросить, свободен ли артист или артистический директор. Полномочия должны разделяться.
Е. Филина: Приходилось ли вам участвовать в какой-нибудь постановке фестиваля?
К. Энгель: Да, в 2013 или 2014 году я играл в оркестре. Это было открытие фестиваля, и у меня не было времени репетировать, потому что я работал. Не все мои коллеги знают, что я виолончелист, и многие думали, что я просто заблудился на сцене. Было очень весело.
Н. Михайлова: В России на крупные фестивали привлекают волонтеров. Нам известно, что вы стараетесь не приглашать добровольцев, а предпочитаете профессионалов. Почему так?
К. Энгель: Профессионалы — это качество. Нам во всем нужны высокопрофессиональные люди.
Перевод - Ксения Шулекина