Альбина Шагимуратова — звёздная артистка, у которой есть ангажементы в самых знаменитых театрах Европы и Америки. Сейчас она самая известная татарская оперная певица. И она уже всем и всё доказала. Но далеко не каждый оперный артист решится взять ответственность за организацию конкурса вокалистов и возглавить его жюри. С председателем жюри конкурса вокалистов имени Глинки, заслуженной артисткой России Альбиной Шагимуратовой побеседовал Николай Рыбинский.
Н. Рыбинский: В 2005 году вы получили на конкурсе имени Глинки первую премию. А теперь вы председатель жюри — душа и сердце этого конкурса. Что было легче?
А. Шагимуратова: На самом деле легче было петь. И, конечно, сейчас я прошла боевое крещение как организатор этого конкурса. Мне было важно составить авторитетное жюри. И я очень рада, что согласились приехать и Ирина Петровна Богачёва, и Лариса Абисаловна Гергиева, и Ольга Владимировна Бородина. Я пригласила и иностранных гостей. Мы делали этот конкурс буквально в последние два месяца. И если бы мы начали готовить его хотя бы за шесть месяцев, организация была бы на высоте.
Н. Рыбинский: Конкурс действительно делался два месяца. И когда я узнал, что в итоге поступило двести тридцать заявок, я был приятно удивлён.
А. Шагимуратова: Я тоже. Когда был объявлен приём заявок, их не было. Они посыпались гораздо позже. Я могла ожидать семьдесят или восемьдесят участников. Но я даже предположить не могла, что их будет свыше двухсот.
Н. Рыбинский: Будем считать, что это студенческий стиль поведения молодых дарований — в последний момент.
А. Шагимуратова: Да. Вы знаете, я довольна таким количеством участников. Это говорит о том, что этот конкурс должен продолжать жить. Помнят и конкурс, и Михаила Ивановича, и Ирину Константиновну. Мы вспоминали её все эти дни. Низкий ей поклон за то, что она полвека посвятила этому конкурсу. И мы чувствуем, что душа Ирины Константиновны сейчас вместе с нами. Мы, члены жюри, вспоминали на обсуждениях, как она пела Марину Мнишек, Амнерис.
Нужно стараться сохранять русские традиции. Сейчас никто не исполняет романсы Глинки, мало кто поёт русскую оперу. Но необходимо беречь наше наследие. Конкурс Глинки имеет огромную историю. Он открыл многие и многие великолепные имена.
Н. Рыбинский: Начиная с шестидесятого года, Ведерников, Охотников и далее по списку.
А. Шагимуратова: Ирина Петровна Богачёва стала лауреатом этого конкурса в 1962 году. Я хочу выразить огромную благодарность Владимиру Ростиславовичу Мединскому, Валерию Абисаловичу Гергиеву и Рустаму Нургалиевичу Минниханову. Эти три человека поддержали конкурс и финансово, и морально. При Ирине Константиновне конкурс проводился в Казани в 1999 году. И я очень рада, что он снова здесь.
Н. Рыбинский: И, кстати, выпускник Казанской консерватории Михаил Казаков получил гран-при этого конкурса.
А. Шагимуратова: Единственный гран-при на конкурсе имени Глинки.
Н. Рыбинский: И ещё символично, что этот конкурс (будем говорить, возрождённый) проводился на родине Фёдора Ивановича Шаляпина.
А. Шагимуратова: Совершенно верно.
Н. Рыбинский: Тут, как говорится, звёзды сошлись.