Проект знаменитого скрипача Вадима Репина завершил новосибирскую программу. Шестой Транссибирский арт-фестиваль собрал звёзд классической сцены и молодых артистов в самых разных городах страны — в Красноярске, Санкт-Петербурге, Самаре, Москве, Норильске. На карте фестиваля появилось и три новых площадки — города Новосибирской области — Краснообск, Маслянино и Кольцово. С директором Транссибирского арт-фестиваля, продюсером Олегом Белым беседует корреспондент радио «Орфей» Марина Сёмина.

М. Сёмина: Говорят, что душа Транссибирского фестиваля, это  Вадим Репин, а вы — его мозг и центр управления. Так ли это?

О. Белый: Это не совсем так. Вадим –  душа, и главный человек этого проекта, а вот то, что я — мозг, — может быть, но всё же решения мы принимаем вместе. Особенно, если они касаются генеральных линий развития.  В силу моей позиции, мне нужно их осуществлять, но постановка задачи происходит коллегиально. Просто Вадима видят на сцене, а меня за сценой, возможно, поэтому такая ассоциация. Но она не совсем верная.

М. Сёмина: Какова структура фестиваля?

О. Белый: Базовая составляющая — это Новосибирский академический симфонический оркестр. Если бы не этот коллектив, не было бы и фестиваля в таком объёме. Можно сделать проект с камерной музыкой и сольными концертами, но это будет всё-таки локальный уровень, потому что тогда мы не сможем пригласить больших дирижёров, серьёзных солистов. Поэтому фундамент —  оркестр. Пространство — Новосибирская филармония, которая стала главной площадкой Транссибирского арт-фестиваля. Ещё одна важная составляющая — публика. Если говорить о городе, то Новосибирск — это сердце фестиваля. Почти ежедневно заполнять тысячный зал на протяжении трёх недель — задача непростая. Потому что у  людей  свои дела, работа. Не все могут позволить себе ходить каждый день в филармонию, при том, что население города не двенадцать миллионов, а всего полтора. Но приятно осознавать, что мы получаем хороший отклик от новосибирской публики, она нас балует, и интерес к фестивалю, к  артистам есть у многих. Это дорогого стоит, ведь любое выступление не существует  без зрителя. И неважно, какой величины стоит звезда на сцене, если в зрительном зале пусто.

М. Сёмина: Что из программы Шестого фестиваля вас особенно удивило, запомнилось?

О. Белый: Если говорить об участниках, то все эти люди болеют своей профессией, свои делом. Интересную, новую ноту привнёс кукольный театр. Мы пригласили его впервые. Я видел, как они готовят кукол к спектаклю. Это немного странно выглядит поначалу, но артисты разговаривают с куклами. Подготовка очень тщательная — гладят костюм, одевают кукол, причесывают им волосы, и процесс сопровождается разговором. К ним относятся, как к настоящим артистам. Если кукла участвует в спектаклях в нескольких одеждах, то они не переодеваются, как люди, поэтому одного и того же персонажа играют несколько маленьких героев. И, по словам, актёров театра, каждая кукла ведёт себя по-разному, у каждой свой характер и особенности. Для меня это было невероятно интересно.

М. Сёмина: В любом подобном проекте чуть ли не главную роль играют человеческие взаимоотношения. Расскажите, что нового в этом смысле привнёс Шестой фестиваль?

О. Белый: Что касается взаимоотношений, фестиваль подарил очень многое. Замечательные отношения сложились с молодёжным оркестром, мы даже назвали его Транссибирским. И этот проект не одноразовый, мы будет делать с ребятами концерты в рамках Транссибирского фестиваля и Русских сезонов в Германии в начале декабря. А в середине декабря отдельные представители Молодёжного оркестра вместе с музыкантами Парижской и Екатеринбургской консерваторий выступят во французском городе Лилль, где мы и закроем программу Транссибирского арт-фестиваля. И я рад, что осуществилась эта замечательная идея – мы создали оркестр, с которым и дальше продолжим работать.

Ещё одно потрясающее знакомство нам подарила Академия арт-журналистики. Впервые там выступали представители Высшей школы экономики в Москве. Казалось бы, что общего между классической музыкой и школой экономики, но оказалось, что очень много. Потому что мультимедийная арт-журналистика и трансмедийная журналистика — это наше завтра. И неважно чем вы занимаетесь — фестивалем или продвижением каких-либо проектов, продуктов, кстати, музыка, в этом смысле, тоже продукт. Мы услышали много новых и интересных идей, а также приобрели хороших друзей.

Кстати, встреча с Владимиром Познером и спектакль с его участием стали тоже прекрасной частью фестиваля. Для меня было особенно приятно, что Владимир Владимирович выразил желание снова к нам приехать в следующем году.

М. Сёмина: Как формат фестиваля выстраивается для его гостей? Что было самым сложным в организации?

О. Белый: Я думаю, что это очень здорово, когда пространство и возможности фестиваля погружают нас в разные сферы, открывают с разных сторон личности знаменитых мастеров. Сегодня мы слушаем концерт, завтра участвуем в творческой встрече, как, например, с Владимиром Познером, и задаём вопросы, а на следующий день сидим на мастер-классе Вадима Репина и непосредственно видим процесс работы музыканта. На мой взгляд, такой формат позволяет быть в иммерсивном потоке на протяжении всего фестиваля. Что касается рабочих моментов, то задача организаторов заключается в том, чтобы с каждым годом делать этот проект лучше. Может что-то не получается, но это всегда новый и интересный опыт, который приносит иногда неожиданные, но всегда приятные и полезные плоды. Мы стараемся реализовать тот идеал, который присутствует в нашем сознании. И я думаю, это происходит успешно.


Транссибирский арт-фестиваль продолжит путешествие по городам России и даже отправится за рубеж — в США, Японию, Южную Корею, Германию, Австрию и Францию. В столице участники проекта выступят уже 16 и 17 апреля в концертном зале имени Чайковского. Первый вечер подарит публике музыку Брамса в исполнении Вадима Репина, Александра Князева и Константина Лифшица. А второй концерт пройдёт с участием одного их самых известных дирижёров — Шарлем Дютуа. Прозвучат сочинения Лало, Равеля и Берлиоза.

Фото: пресс-служба Транссибирского арт-фестиваля