Академический большой хор «Мастера хорового пения» отмечает 90-летие. Юбилейный концерт прошёл 7 декабря в Московской консерватории.
Коллектив поздравили вице-премьер Ольга Голодец и митрополит Иларион. Вместе с хором на сцену Большого зала вышли пианистка Екатерина Мечетина, а также знаменитые оперные певцы Агунда Кулаева, Полина Шамаева, Николай Диденко и Василий Ладюк. Прозвучала духовная музыка, народные песни и шедевры мировой классики в переложении для хора. Перед праздничным концертом художественный руководитель «Мастеров хорового пения» Лев Конторович рассказал корреспонденту радио «Орфей» Алёне Оганесян о том, как всё начиналось и о традициях коллектива.
А. Оганесян: Сегодня мы празднуем девяностолетие хора «Мастера хорового пения». И я хочу, чтобы вы вспомнили, как всё начиналось, как вы делали первые шаги в работе с этим коллективом.
Л. Конторович: С этим коллективом я был знаком, когда учился в консерватории. Им руководил Клавдий Борисович Птица, который преподавал мне дирижирование. Как-то к нам приезжал Шарль Мюнш, и хору нужно было исполнять довольно сложное сочинение Берлиоза. Клавдий Борисович мне говорит: «Ну приходи, может, попоёшь, нам поможешь». Я пришёл и помог. Потом были большие и очень ответственные гастроли в Болгарию. И Клавдий Борисович говорит: «Ты так хорошо поёшь, попой с нами». Я согласился. Это было первое знакомство с коллективом.
Как-то я выступал в Кремле с хором «Духовное возрождение». На этом концерте была руководитель нашего телерадиоцентра Ирина Анатольевна Герасимова. Она пришла, послушала, и после этого пригласила меня к сотрудничеству в качестве художественного руководителя «Мастеров хорового пения». Это был 2005 год. Моей предшественницей была Людмила Владимировна Ермакова – мой педагог по чтению партитур в консерватории.
А. Оганесян: Как вам удаётся объединить настолько разных людей в одном коллективе. В чём главный секрет и, возможно, сложность такой работы?
Л. Конторович: Я не могу сказать, что для меня это сложно. Основной фактор – это музыка. Каждый участник коллектива должен любить музыку, любить своё дело. Когда человек чувствует, что репетируем мы ради музыки, а не ради того, чтобы заработать или кому-то что-то показать, он получает от репетиций удовольствие, и с ним очень легко. Второй фактор – это человеческие отношения. Большинство участников хора знает меня уже давно. В мужском хоре много ребят, которых я воспитывал с восьми-девяти лет в Хоровом училище. Я работал там тридцать лет и растил их как музыкантов. А девочки попозже подошли, но тоже знали меня ещё с юного возраста.
А. Оганесян: Как вы подбираете певцов? На что вы обращаете внимание?
Л.Конторович: Здесь нельзя выделить что-то одно. Это целый комплекс. Прежде всего, конечно, голос. Какой хорист без голоса? Зачем он нам нужен? Второе – это настоящее музыкальное образование, блестящее сольфеджио. У нас ведь хор радио, всё время новые программы, мы должны уметь петь с листа. Ну и внешний вид тоже играет роль. Но не основную.
А. Оганесян: В репертуаре хора очень много произведений самых разных направлений. Какие произведения прошли проверку временем и считаются жемчужинами вашего коллектива?
Л.Конторович: Репертуар у нас очень большой. Но в последнее время нам ближе «Всенощное бдение» Рахманинова и произведения Баха: «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Месса си-минор. Мы любим и Мендельсона, и Бизе. Русских композиторов тоже. Мы поём много современной музыки. Из маститых композиторов – Владимир Ильич Рубин, Щедрин. Мы поём и музыку духовную, например произведения владыки Илариона. Нам кажется, что это очень искренняя музыка. Она доставляет нам огромную радость.
Есть композитор Подгайц, который пишет не авангардную, но современную музыку очень высокого содержания. Она тоже нам нравится. Можно назвать много имён. Но всех перечислить я не могу – кого-нибудь обижу.
А. Оганесян: А как «Мастеров хорового пения» встречают за рубежом?
Л.Конторович: Очень тепло встречают практически везде. Но запомнилось несколько моментов. У нас были гастроли на севере Италии. Мы выступали в храме, который, естественно, был католическим. Но в некоторых католических храмах иногда проводят службы для православных. Назначили наш концерт. Мы подъезжаем, подходим к храму, и на улице стоит огромная толпа! Весь храм забит, и мы уже не можем войти. Мы как-то туда пробились. Вот это, конечно, было удивительно.
Очень приятно было в Кольмаре. Владимир Теодорович Спиваков приглашает нас туда. Там у нас был замечательный концерт: публика встаёт, аплодирует, кто-то плачет. В Коста-Рике люди тоже встают, плачут.
А. Оганесян: А на что реагируют более остро: на русскую музыку или на мировую классику?
Л.Конторович: Нас радует, что очень правильно реагируют на православную музыку. Люди совершенно другой веры, которые, может, никогда и не слышали подобных произведений, встают и плачут. Это доставляет большую искреннюю радость.
А. Оганесян: Есть ли в вашем хоре какие-то традиции? Обычно эти закулисные подробности не предаются огласке. Но, может быть, вы с нами поделитесь?
Л.Конторович: Мы любим отдыхать вместе и всегда поздравляем друг друга с днём рождения. Тот, у кого день рождения, приносит угощения. Я запретил носить конфеты, но они всё равно приносят. Я говорю: «Носите фрукты, соки». Ну а мы поём в ответ, поздравляя, иногда дарим цветы, иногда – подарки.
У нас есть очень хорошая традиция: девочки хорошо рожают. В нашем коллективе мы это приветствуем. Девочки рожают, уходят в основном на год, потом приходят опять. Даже когда кормят, всё равно приходят. Некоторые уходят даже не на год, а на два-три месяца. Есть у нас такой пример: родила, через три месяца пришла и работает.
А. Оганесян: Самый необычный, запоминающийся случай за время вашей работы в коллективе?
Л.Конторович: Мы выступали с оркестром в Италии, в Театре Верди. Орбелян был дирижёр. Сначала нам сказали, что будет антракт. Мы спели первое отделение и ушли. А до этого, видимо, решили без нас, что антракта не будет. Звучит вступление, мы должны выходить. Но хора нет. Тут побежали, стали кричать. И хор бегом по лестнице, выходит на сцену и вступает, прямо проходя по сцене. Все подумали, что так было задумано, что это такая интересная постановка. Вот это было смешно.
А. Оганесян: Мы живём в такое время, когда господствует культ индивидуализма. Многие певцы мечтают получить известность в качестве солистов. Есть ли преимущества работы в хоре перед сольной карьерой?
Л.Конторович: Слово «карьера» тут не подходит. Вообще, мы ставим задачу, что каждый, кто поёт в хоре, должен выйти и спеть соло. Сегодня будет петь Полина Шамаева. Она несколько лет работала в хоре, а сейчас она уже известная солистка, выходящая на международный уровень. И таких примеров у нас много.
Когда ты поёшь в хоре, ты развиваешь навыки ансамблевого пения, учишься слышать других. Это необходимо и в сольной карьере. Кроме того, пение в хоре позволяет глубже ощущать музыкальную фактуру. Некоторые вокалисты говорят: если ты поёшь в хоре, ты испортишь голос. Но на примере Шамаевой мы видим, что она не испортила голос. Скажем, Василий Ладюк, который сегодня поёт с нами, всю свою молодость пропел в хоре. А сейчас он звезда.
А. Оганесян: И напоследок, ваш совет молодым начинающим певцам, которые собираются посвятить свою жизнь работе в хоре.
Л.Конторович: К сожалению, поздно начинать плохо. Начинать нужно с детства. Раньше у нас было много детских хоров. Мы сейчас это поднимаем. Нужно петь с детства. Это прививает любовь к хоровой музыке и даёт многое другое. И самое главное – сольфеджио. Сольфеджио, сольфеджио, сольфеджио.