Фестиваль медного духового искусства «Brass days» продолжается. Концерты в Москве, Туле, Оренбурге и Волгограде радуют слушателей и вдохновляют музыкантов. Немецкий трубач Отто Заутер приехал в Россию, чтобы выступить в Малом зале Московской консерватории, и перед выходом на сцену рассказал корреспонденту радио «Орфей» Алёне Оганесян о своей большой любви.


А. Оганесян: Есть мнение, что для духовика инструмент – продолжение тела, а мундштук трубач выбирает тщательней, чем жену. На каком инструменте вы играете? Как долго искали «свой» мундштук?

О. Заутер: Я всегда думал, что у меня «тот самый» мундштук. Мундштук всей моей жизни, так сказать. Но ведь это как в отношениях с девушками. Я думал, что каждая из них – особенная, но потом я нашел свою настоящую большую любовь. Я играю на трубе больше 25 лет и действительно именно этому занятию уделяю больше всего времени. А всё потому, что это – идеальные отношения.
Я играю на трубе, сколько себя помню, кстати, именно поэтому у меня такие уродливые зубы. Все мои студенты знают, что в три часа утра я встаю, чтобы практиковаться. И так каждый день. Но ещё не было ни одного раза, чтобы я проснулся с мыслью: «О нет, опять…». С этим инструментом я счастлив постоянно. Однажды даже мой отец с улыбкой сказал мне: «Отто, у тебя каждый день – воскресенье». И я согласился, ведь это действительно так.

А. Оганесян: В чём отличие трубы от остальных инструментов?

О. Заутер: Главное отличие в том, что труба не издаёт никакого звука сама по себе. Если её просто тронуть, она «молчит». Когда мы прикасаемся к пианино, гитаре, скрипке – всё иначе. Инструменты начинают звучать благодаря сложному взаимодействию с телом. Игра на трубе – словно песня, которой необходимо движение губ, дыхание. Мундштук становится микрофоном, а труба – громкоговорителем. Поэтому надо чётко понимать, что если на выходе нет мастерства, то труба только усилит плохое звучание. Музыканту крайне необходимо владеть телом, как спортсмену. Это очень важно.

А. Оганесян: У каждого трубача неповторимый тембр звучания инструмента. Как вы искали свой тембр?

О. Заутер: Вы знаете, это очень хороший, но очень сложный вопрос. Я считаю, что звук и тембр идут от сердца. Поэтому я «звучу» так, как я звучу внутри.

А. Оганесян: Отто, расскажите о ваших впечатлениях от фестиваля «Brass days». Какие произведения услышат москвичи в вашем исполнении?

О. Заутер: Я был в Новосибирске и Красноярске на Транссибирском арт-фестивале, который организовывает каждый год знаменитый скрипач Вадим Репин. В Москве я был так давно, что даже не помню, когда это было. Мне кажется, примерно, лет 25 назад. Поэтому приглашение от Владислава Лаврика для меня стало радостным событием. Ведь Москва – это очень важный город. Среди участников фестиваля «Brass days» музыканты из десятков разных стран. И я очень рад, что событие проходит в одной из музыкальных столиц мира. Я с радостью преподаю и играю здесь.

Основа моего репертуара – барочная музыка, потому что я играю трубе пикколо. В Германии её называют «Бах-пикколо», потому что она часто сопровождает кантаты и оратории. На этом фестивале я исполняю часть концерта одного из моих любимых композиторов. Иоганн Мельхиор Мольтер не очень известен. Он был современником Баха. Но большая часть его музыки исчезла, потому что замок, где хранилось около его 20 произведений для трубы, сгорел. Но я очень люблю его музыку, надеюсь, полюбят и слушатели.

А. Оганесян: Какие советы можете дать своим молодым коллегам?

О. Заутер: Проблема всюду одна и та же. Где бы я ни был, в США или Китае, вижу проблему в новом поколении. Молодёжь больше не слушает музыку. Когда я был ребёнком, студентом, я копил и отдавал последние деньги за записи, чтобы услышать «настоящую» музыку. Я не мог иначе. Но ведь сейчас в каждый смартфон можно скачать музыку бесплатно. Но молодёжь не делает этого. Они не знают многих прекрасных музыкантов, и меня это очень огорчает. Я не понимаю.
Недавно у меня был разговор со студентом об одном компакт-диске. Он мне говорил: «О нет, для меня это слишком дорого…» Через несколько минут он в компании друзей обсуждает покупку нового айфона, который стоит около тысячи евро, а может и больше, я не знаю. Видимо, я слишком стар, чтобы понять это. Мой главный совет: слушайте как можно больше хорошей музыки.

А. Оганесян: В России считается, что все духовики очень любят выпить. Существует ли такой стереотип в Германии?

О. Заутер: Да, у нас в стране есть схожие суждения. Что касается меня, то я не пью ни капли алкоголя, не курю, даже мясо не ем. И тем не менее я музыкант и трубач.

А. Оганесян: Какие эмоции вы испытываете во время игры на трубе?

О. Заутер: В Германии, во времена барокко в обществе было очень много трубачей. У каждого монарха было множество музыкантов. Они занимали почётное место в обществе. К сожалению, сейчас это не так. Но я бы очень хотел, чтобы однажды мы вернулись к этому. Это моя мечта.
Что касается эмоций, расскажу вам одну историю. Однажды мы делали запись в студии. Я снова записывал произведения Иоганна Мольтера. После долгой записи директор студии тихонечко подошел ко мне и сказал: «Профессор, вы знаете, эта музыка идеально подходит для секса». И я с ним согласился, это действительно так. Думаю, это самое главное, что я могу сказать про эмоции.