Фестиваль с многолетней историей открывается 12 июля в Санкт-Петербурге. Когда-то идею о том, чтобы показать шедевры мирового оперного искусства в формате опен-эйр предложила Юлия Стрижак – директор театра «Мюзик-Холл». И вот уже семь лет проект «Опера – всем» проходит на открытых площадках северной столицы: в Петропавловской крепости, на Елагином острове, в Александровском парке, Екатерининском дворце и в Царском селе. Неизменный арт-директор фестиваля Виктор Высоцкий говорит, что основная цель – не только рассказать о том, что есть замечательная музыка, но и приобщить к ней людей. Музыкальный руководитель проекта Фабио Мастранджело работает с известными режиссёрами. Каждый из них рассказывает свою интересную историю о настоящем искусстве. Первая «Опера – всем» в этом году – «Царская невеста» Римского-Корсакова. Шедевр оперной классики покажут в постановке режиссёра Георгия Исаакяна, руководителя детского музыкального театра имени Натальи Сац.
В программе «Утренний джем» с Георгием Исаакяном побеседовали Наталия Сергеева и Никита Курочко.
Н. Сергеева: Работа с таким известным материалом, наверное, всегда подразумевает большую ответственность. Усложняет ли это работу над постановкой?
Г. Исаакян: Мне кажется, что работа с любым материалом, который ты потом собираешься показывать публике, накладывает ответственность. Проект «Опера – всем» - особый, потому что он проходит в совершенно непривычной обстановке на фоне знаменитых зданий, видов великого города Санкт-Петербурга. В прошлом году я был на этом фестивале и видел десятки тысяч человек, присутствующих на спектакле. И задача моментального приобщения огромного количества людей к этому величайшему виду искусства – опере – это, конечно, потрясающая задача и огромная ответственность для режиссёра, дирижёра и всех участников спектакля.
Н. Курочко: Виктор Высоцкий говорит, что к «Царской невесте» вообще какой-то всплеск интереса в последнее время, чем это обусловлено, как вы думаете?
Г. Исаакян: Это для меня загадка. Периодически какое-то название начинает вызывать бурный интерес. Я помню, в 90-е годы целый веер «Борисов Годуновых» вышел. Я понимал, что в 90-е годы проблема «власть и народ» была актуальна. Сейчас, за этот сезон, по-моему, с десяток «Царских невест» вышел в лучших театрах страны, начиная с Мариинки. С чем это связано? Наверное, вдруг мы все осознали, что несправедливо отошла на второй план одна из лучших опер не только русского, но и мирового репертуара. «Царская невеста» - абсолютно гениальная опера. В каждой ноте, в каждой странице, секунде.
Конечно, для меня это большое счастье, за мою режиссёрскую жизнь я уже в третий раз обращаюсь к этой опере. Большое счастье работать с этим материалом, с потрясающими певцами и музыкантами.
Н. Сергеева: Бытует мнение, что классика – не для всех, а так скажем «для избранных», а вы согласны с этим?
Г. Исаакян: Если классическая музыка хорошо, качественно, глубоко, внимательно и аккуратно исполнена, то она моментально находит путь к сердцу слушателя. Это выдуманная история, что народ не хочет слушать классическую музыку. Если дать доступ к классическому искусству, что и делает этот фестиваль, я думаю, что вы будете потрясены результатами.
Н. Курочко: Как вам кажется, почему сейчас особенно нужны такие проекты, как «Опера – всем»?
Г. Исаакян: Классическое искусство начало выходить из «башни из слоновой кости», которую оно выстроило вокруг себя, что греха таить. И это правильно. Вопрос не в заигрывании, не в ложной демократизации высокого, а в том, что людям нужен доступ. Точно так же музеи выходят из стен, открываются, устраивают ночи музеев. То же самое, мне кажется, должно происходить и с классической музыкой, с оперой. Она должна выходить на площади, на улицы. Она должна настигать зрителя везде. Это благородная работа.
Конечно, фантастика, когда такая опера, как «Царская невеста», звучит в Петропавловской крепости на фоне потрясающей архитектуры и петербургского неба. Это не может не тронуть.