В этом году единственная в стране радиостанция классической музыки празднует юбилей. Корреспондент «Культуры» встретился с генеральным директором Российского государственного музыкального телерадиоцентра и радио «Орфей» Ириной Герасимовой.
культура: «Орфей» родился в судьбоносный 1991-й.
Герасимова: Если подходить совсем серьезно, то он появился еще в 1960-м, как часть программы музыкальной редакции Всесоюзного радио (получается, что мы с ним ровесники). Но в 1991 году, когда настали новые времена, развернулось бурное реформирование всего и вся, «Орфей» стал самостоятельной государственной радиостанцией. Так что мы сейчас отмечаем четверть века.
культура: 25 лет — срок немалый, по сути, сменилась эпоха. Как «Орфей» реагирует на новые тренды и вызовы?
Герасимова: Как любое средство массовой информации, стараемся соответствовать времени. Прежде всего это касается технологий: цифровые платформы, присутствие в радиопакете «Триколор ТВ», интернет-вещание, мобильные приложения, различные подкасты — в общем, мы везде, где находится наш слушатель.
культура: Сегодня вновь зазвучала патриотическая тема: «Орфей» как-то отзывается?
Герасимова: «Орфей» никогда от этой темы и не уходил, поскольку наше классическое наследие, которое мы постоянно пропагандируем, патриотично по определению. Мы говорим: «Чайковский» или «Римский-Корсаков» — подразумеваем «Россия», называя имена Нейгауза, Рихтера, Гилельса, понимаем, что эти фигуры являются лицом страны. Среди героев нашего эфира — современные дирижеры, пианисты, скрипачи, композиторы, певцы. Они известны во всем мире и олицетворяют русское искусство. Классическая музыка понятна без перевода, это язык эмоций, духа. В каждой стране есть радиостанция, продвигающая свою национальную музыкальную культуру, в России такую миссию выполняем мы.
культура: То есть «Орфей» делает акцент на нашу родную музыку и отечественных исполнителей?
Герасимова: Безусловно. Причем не только с опорой на что-то устоявшееся, признанное. «Орфей» работает с молодежью, музыкальным будущим страны. Мы одни из немногих, кто сотрудничает с современными композиторами. Они на конкурсной основе предоставляют нам партитуры, мы отбираем лучшие. В составе Российского государственного музыкального телерадиоцентра, куда входит и радиостанция «Орфей», имеются два оркестра и два хора, поэтому мы можем записать практически любое произведение академической музыки. Молодой композитор, таким образом, получает шанс и быть услышанным, и осуществить профессиональную высококачественную запись.
культура: Фактически Ваша радиостанция — своего рода филармонический центр…
Герасимова: Да, и это общемировая практика. Все знают оркестры Би-би-си, Баварского радио, хоры Шведского и Датского радио — это все коллективы при радиостанциях, у которых есть звукозаписывающие студии и великолепные концертные залы. К сожалению, о своем зале мы пока можем лишь мечтать, тем не менее всеми силами стремимся популяризировать отечественную музыку и приобщать к высокому искусству максимально широкий круг слушателей.
культура: Вы очень много делаете для возрождения забытых имен…
Герасимова: Мы обратили внимание на композиторов, чья деятельность пришлась на непростое время первой половины прошлого века. Запустили проект «Возрождаем наследие русских композиторов». В его рамках обратились к творчеству Антона Аренского и Николая Голованова. Последний особенно любопытен — он известен как великий дирижер, но композиторские опыты Голованова оставались недостаточно востребованными. Мы провели два концерта в Большом театре и Московской консерватории, представив его камерную музыку, симфоническую и хоровую. В этом сезоне герой проекта радиостанции — Александр Мосолов, композитор-авангардист 1920-х. Также занимаемся реставрацией редких нот, что хранятся в нашей библиотеке, доставшейся от Гостелерадио, где уникального и до сих пор малоизвестного материала с избытком.
культура: «Орфей» активно развивает международную деятельность. Насколько эффективна ваша «мягкая сила»?
Герасимова: Она действует, и очень успешно. Мы являемся членом Европейского вещательного союза, в который входят радиостанции из 56 стран. Благодаря этому имеем возможность знакомить зарубежную аудиторию с нашими ярчайшими достижениями и одновременно приобщать россиян к лучшему, что есть сегодня в Европе. Уже не один год мы транслируем спектакли Байройтского фестиваля, концерты Бетховенского фестиваля в Бонне и Шопеновского в Варшаве, оперные постановки ведущих мировых театров и многое-многое другое. В свою очередь наши концертные программы активно ретранслируются европейскими радиостанциями — только за первую половину 2016-го в эфире их прошло 232, это более 300 часов звучания. Надо отметить, что, несмотря ни на какие внешнеполитические осложнения и санкции, интерес к русской музыке, классической и современной, к нашей исполнительской школе постоянно растет.
Еще одно важное и успешное направление работы — участие в премии ICМА (International Classic Music Award) — международном конкурсе звукозаписывающих компаний. Обладателем премии неоднократно становился известный отечественный бренд — фирма «Мелодия». По этой линии мы продвигаем лучших российских музыкантов.
Александр Матусевич