Пядышева Евгения Борисовна
Зарубежная миссия радио «Орфей» (№4-2015)
журнал "Международная жизнь"
Русскому музыкальному искусству аплодирует мир. На главных сценах Милана, Вены, Лондона, Нью-Йорка в исполнении русских певцов звучат русские оперы. Например, нельзя забыть сезон 2013-2014 года в Метрополитен-опера, который открывался «Евгением Онегиным» с Анной Нетребко и Оксаной Волковой. За дирижерским пультом - маэстро Валерий Гергиев. Заставил спорить и восхищаться и «Князь Игорь» с замечательным Ильдаром Абдразаковым в главной роли. Скажу, что овации исполнителям превзошли все возможные для западной публики представления.
Сезон этого года, может быть, не так насыщен русской музыкой, но при этом, например, в Мете наши голоса звучат и в «Дон Карлосе», и в «Лючии ди Ламмермуре».
Классическое музыкальное искусство в целом и русское в частности, бесспорно, необычайно востребовано. Оно, к счастью, перестало быть доступным лишь элите. Аншлаги, загодя раскупленные билеты в театры и концертные залы никого не удивляют.
Но как унести с собой чарующие, божественные звуки, которые так восхищают? В наше время при обыденности цифровых записей на любом носителе все более востребованными становятся и радиотрансляции на станциях классической музыки.
У нас в стране уже много лет работает уникальная музыкальная радиостанция «Орфей». Поражает ее профессионально и со вкусом подобранный репертуар. К тому же большинство передач являются незаурядными, эксклюзивными произведениями музыкального классического искусства.
«Орфей» слушают не только на территории России, но и в других странах мира. И стало это возможным благодаря ее членству в Европейском вещательном союзе (European Broadcasting Union - EBU). EBU - это крупнейшее в мире профессиональное некоммерческое объединение, в которое входят более 70 национальных государственных и общественных телерадиовещателей из 56 стран мира со штаб-квартирой в Женеве. Следует обратить внимание на то, что речь идет не только о европейских радиокомпаниях, но и о североафриканских и ближневосточных. Члены EBU создали и пополняют общий банк программами, которые могут транслировать их радиостанции. Технически этот процесс довольно простой. К примеру, радио «Орфей» выкладывает на специально защищенный сервер «Еврорадио» подготовленные им программы с участием российских солистов и музыкальных коллективов, а другие радиостанции берут для трансляции понравившиеся им передачи.
Число заявок зарубежных радиостанций на продукцию «Орфея» растет постоянно. Собственно, в цифрах это выглядит следующим образом.
В 2014 году было подготовлено 43 программы. Поступила 91 заявка из 49 стран. А в общей сложности это вылилось в 203 часа вещания на различных радиостанциях мира.
На сегодняшний день 70 программ выложены в общий банк, из них 39 - новых; уже поступило 212 заявок из 49 стран. А общий хронометраж вещания - 287 часов 5 минут.
Особо следует отметить пасхальную программу, которую слушали в 49 странах (общий хронометраж 36 часов 45 минут), и ночную программу «Notturno» (12 стран, общий хронометраж 36 часов).
Благодаря «Орфею» русскую музыку и вокал во всем мире слушают более 4 млн. 100 тыс. человек.
Значительная часть этих программ была создана при участии творческих коллективов Российского государственного музыкального телерадиоцентра, прежде всего Академического Большого хора «Мастера хорового пения» под управлением народного артиста России, профессора Льва Конторовича. Программы хоровой музыки русских композиторов, русской духовной музыки вызвали большой интерес зарубежной радиоаудитории.
Среди представленных программ особое место занимает запись исполнения оперы А.Аренского «Рафаэль». Следует особо упомянуть о проекте «Возрождаем наследие русских композиторов», цель которого восстановление, сохранение и популяризация забытых или малоизвестных сочинений русских композиторов, а также реставрация книжных памятников.
Именно эта опера в исполнении симфонического оркестра радио «Орфей» (дирижер Сергей Кондрашев), Академического Большого хора «Мастера хорового пения» и солистов московских оперных театров стала первым опытом.
Востребованы и записи концертов Государственной академической симфонической капеллы России. Концерты цикла «Туманный Альбион» под управлением народного артиста СССР Геннадия Рождественского неоднократно транслировались в Швеции, Великобритании, Австрии, Испании, Хорватии, Эстонии, Республике Корея. Оперу Н.А.Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» под управлением художественного руководителя капеллы народного артиста России Валерия Полянского восемь раз транслировали в США, Норвегии, Швеции, Великобритании, Румынии, Сербии, Чехии. Коллектив Московской государственной академической филармонии «Брамс-трио» прозвучал в эфире не только Европы, но и Австралии.
Важно, что большая аудитория слушает не только именитые коллективы и выдающихся мастеров, но и записи концертов московских музыкантов нового поколения - романсы М.И.Глинки, камерные вокальные произведения М.П.Мусоргского и Г.В.Свиридова в исполнении солистов Московского театра Новая опера им. Е.В.Колобова и другие.
Настоящим торжеством российской культуры явился Рождественский проект «Еврорадио». 20 декабря прошлого года трансляция из штаб-квартиры Европейского вещательного союза шла одновременно на 49 стран, а открывала эту трансляцию 45-минутная программа радио «Орфей» - концерт «Мастеров хорового пения».
«Продвижение российской музыкальной культуры, коллективов и исполнителей, а также крупнейших музыкальных событий России в радиоэфире зарубежных стран является наиболее динамично развивающимся направлением деятельности радио «Орфей». Это направление отвечает задачам совершенствования и координации информационной политики государства. Контент радиостанции является уникальным инструментом для дальнейшего формирования положительного образа России, поскольку обладает весомым преимуществом в виде отсутствия языкового барьера», - отмечает генеральный директор Российского государственного музыкального телерадиоцентра Ирина Герасимова.
С этими словами трудно не согласиться. Но можно еще добавить, что благодаря радио «Орфей» миллионы жителей нашей планеты имеют возможность слушать звуки прекрасной музыки и уже от этого становиться немного добрее и счастливее.