Международный фестиваль «Радио ОРФЕЙ представляет » открыл свой 16-й сезон. С каждым годом что-то новое вносится в этот проект: «Орфей» обзаводится интересными партнерами, меняет ракурс программ, пробует разные площадки. Появился у радиостанции, точнее у Российского государственного телерадиоцентра, в состав которого входит «Орфей», интересный сайт, с помощью которого можно всегда быть в курсе последних новостей и событий.
Первый концерт сезона 20102011 состоялся в Концертной студии на Малой Никитской и был посвящен важной дате 95-летию со дня рождения композитора Георгия Свиридова. Хотя его наследие звучит сейчас не так часто, но благодаря вниманию крупных артистов (таких, как дирижер Владимир Федосеев, певец Дмитрий Хворостовский) оно присутствует в репертуарном поле наших дней. Особняком стоят знаменитые фрагменты из музыки композитора к кинофильму «Метель», исполняемые любыми составами, по любым статусным поводам.
Не обошлось без популярнейшего Вальса из «Метели» и в этой программе: он был сыгран пианистом Александром Блоком в блестящей виртуозной манере, как если бы это был концертный вальс Шопена. Заметим, что Вальс, а также Марш из этой же сюиты воспринялись как интермеццо, как минутное переключение в сферу «легкой музыки» посреди сумрачных, философских страниц свиридовских текстов.
А начался вечер с исполнения Трио № 1 Д.Шостаковича, учителя Свиридова. Сочинение, созданное в 1923 году, показывает, насколько молодой Шостакович с первых шагов проявил яркую индивидуальность. Тут есть и гротесковая скерцозность, и обращение в сферу идеального, размышления о вечных истинах. Многоплановость образного ряда Трио замечательно раскрыли музыканты «Нового трио». Скрипач Дмитрий Герман запомнился именно в лирических эпизодах, когда звук его скрипки парил в божественных высях, завораживая щемящей красотой. Рояль у Сергея Главатских то звучал хрустально, как челеста, то подавал драматичные реплики партнерам или растворялся в тревожных пассажах. Виолончелист Олег Бугаев поддержал эмоциональный накал партнеров по ансамблю.
Трио ля-минор (1945) Свиридова относится к периоду, когда к молодому автору приходит первое публичное признание: за это сочинение он удостаивается Сталинской премии. Примечательно, что программные названия четырех частей цикла, по сути, являются масками, вуалирующими достаточно трагический смысл музыки. В этом (и не только) нельзя не усмотреть прямое влияние Шостаковича. Прием «col legno» (сухие удары смычком) в первой части, октавные («вскрикивающие») взлеты скрипки на остинатном фоне, монолог на фоне пиццикато виолончели все эти фактурные приемы и образные «идиомы» в избытке находятся в камерных опусах Д.Д.
Все же, как чистое подражательство это Трио не воспринимается. Тут много творческих находок, как скажем, в трактовке жанра «Похоронного марша» (третья часть). Обреченность и покорность свершившейся трагедии слышится в этой музыке: тут нет бетховенской картинности, малеровского гротеска, брукнеровского пафоса. Все просто, сдержанно и благородно, а монолог скрипки на фоне остинато пиццикато получился невероятно трогательным. Вообще, при равноценном мастерстве всех трех музыкантов «Нового трио», именно индивидуальность скрипичного тона Дмитрия Германа, как кажется, определяет лицо ансамбля.
Второе отделение было отдано вокальным произведениям, созданным Свиридовым уже в расцвете мастерства. Каждая композиция будь то пушкинский цикл, песни на стихи Лермонтова или Блока впечатляет «совпадением» вербального и музыкального ряда, как будто, по-иному это и не могло быть сочинено.
Баритон Василий Савенко (Англия) показался в этой музыке в самом выгодном свете. Свиридовская мелодика очень органично «ложится» на его голос, не теряющий тембровую окраску в пиано и покоряющий сочностью и объемностью в громком нюансе. Ансамбль с пианистом Александром Блоком был идеален: хоть сразу выпускай компакт-диск. Впрочем, их дуэт существует уже с 1987 года, и ощущается, что музыканты фактически «дышат вместе», рождая по-настоящему убедительные и глубокие трактовки.
Как всегда, концерт шел с комментариями ведущего: данную программу комментировала Галина Власенок, представлявшая артистов и сочинения, тонко направляя внимание аудитории на самые сущностные аспекты творчества Свиридова.