"Московская правда"

25.02.09 

В московском FM-диапазоне на частоте 99,2 зазвучало радио "Орфей". В его эфире — трансляции из лучших концертных залов и оперных театров мира: "Ковент-Гарден", "Ла Скала", "Карнеги-Холл", "Метрополитен опера", "Гранд-опера". Среди ведущих "Орфея" — композиторы Александр Журбин и Владимир Дашкевич, телеведущий Владимир Молчанов...

Появления «Орфея» ждали, ведь, ко всеобщему недоуме­нию, в московском FМ-диапа­зоне до сих пор не звучала серьезная академическая му­зыка. Аудитория радиостанции всего за несколько недель вы­росла до 100 тысяч человек! И все споры и сомнения по пово­ду того, должна ли звучать клас­сическая музыка на радио и как это должно быть, разрешились сами собой: именно так, как на «Орфее»! Это он дал высокой культуре возможность проявить себя подобающим образом.

Узнав, что автор бессмер­тного хита — музыки к кино­фильму «Шерлок Холмс и док­тор Ватсон» - ведет на радио «Орфей» свою передачу под названием «Кумиры XX века», наш корреспондент обратился к Владимиру Дашкевичу с просьбой поделиться мыслями о классической музыке и ее жизни в радиоэфире.

«Я сформулировал закон: какую музыку ты слушаешь -столько ты стоишь, - сразу за­явил Владимир Сергеевич. -То, что «Орфей» в тяжелейших условиях не просто выживает, но и обращается к новой ин­теллигентной аудитории, вы­годно всем! Может, мое суж­дение покажется странным, но я нахожу причину экономичес­кого кризиса в том, что попса во всем мире резко занизила самооценку среднего класса. Это стало причиной потреби­тельской агрессии. То есть за­ниженную оценку люди под­сознательно восстанавливают за счет покупок и кредитов. Банки не выдерживают, обру­шиваются - и кризис возникает на ровном месте. Казалось бы, подумаешь, попса: ну, поют себе и поют. А она тем вре­менем превратилась в очень негативный социальный конвей­ер. Оказывается, можно до­петься до того, что вокруг нас обрушивается мир, казавший­ся прочным и незыблемым. Люди думают, что вот так без­думно, воткнув в ухо наушник, можно отключиться от про­блем... Единственная возмож­ность противостоять попсе -возродить музыку, повышаю­щую самооценку. Ту, которая всегда помогала решать свои социальные проблемы не за счет агрессии, а за счет естесственной социальной активно­сти, профессионализма и са­моуважения. Они-то и приво­дят в конечном счете к высо­кой самооценке.

Человек постоянно должен двигаться вверх. Получать вы­сокие художественные обра­зы, которые когда-то есте­ственным образом сопровож­дали русского чеповека, — это то, что есть в музыке Чайков­ского, Рахманинова, Мусоргс­кого, Бородина, Шостаковича, Прокофьева.

А то попса съела это все. И вот сейчас «Орфей» восста­навливает руины из пепла. По­тому что уже несколько поко­лений молодых людей вообще не знают, что такое классичес­кая музыка. Ведь все инфор­мационное пространство было отдано попсе. И я имею в виду не только некачественную му­зыку, но и большинство теле­сериалов, передачи вроде «Аншлага» и еще массу ве­щей, незаметно, но неуклон­но подавляющих в человеке личность. И эта проблема не государственная, а общемиро­вая.

52 портрета композиторов XX века, в основном русских, сделанных мною на радио «Ор­фей», дают мне основание счи­тать, что русская музыка нахо­дится сегодня на самой верши­не. И то, что мы усилиями не очень продуманной культурной политики задвигаем ее в угол, идет во вред не только культу­ре, но и экономике! Возмож­но, экономике даже больше.

Государству сейчас очень важно указать попсе ее шес­ток. Кесарю - кесарево, а сле­сарю — слесарево. Вот что должно быть принципом со­циального понимания тех про­цессов, которые у нас никто не может объяснить. Надо под­стегнуть процесс обратной связи между художником и властью. Чтобы каждый в об­ществе занял место по досто­инству».

Нина ГУЩИНА