"Московская правда"
25.02.09
В московском FM-диапазоне на частоте 99,2 зазвучало радио "Орфей". В его эфире трансляции из лучших концертных залов и оперных театров мира: "Ковент-Гарден", "Ла Скала", "Карнеги-Холл", "Метрополитен опера", "Гранд-опера". Среди ведущих "Орфея" композиторы Александр Журбин и Владимир Дашкевич, телеведущий Владимир Молчанов...
Появления «Орфея» ждали, ведь, ко всеобщему недоумению, в московском FМ-диапазоне до сих пор не звучала серьезная академическая музыка. Аудитория радиостанции всего за несколько недель выросла до 100 тысяч человек! И все споры и сомнения по поводу того, должна ли звучать классическая музыка на радио и как это должно быть, разрешились сами собой: именно так, как на «Орфее»! Это он дал высокой культуре возможность проявить себя подобающим образом.
Узнав, что автор бессмертного хита музыки к кинофильму «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» - ведет на радио «Орфей» свою передачу под названием «Кумиры XX века», наш корреспондент обратился к Владимиру Дашкевичу с просьбой поделиться мыслями о классической музыке и ее жизни в радиоэфире.
«Я сформулировал закон: какую музыку ты слушаешь -столько ты стоишь, - сразу заявил Владимир Сергеевич. -То, что «Орфей» в тяжелейших условиях не просто выживает, но и обращается к новой интеллигентной аудитории, выгодно всем! Может, мое суждение покажется странным, но я нахожу причину экономического кризиса в том, что попса во всем мире резко занизила самооценку среднего класса. Это стало причиной потребительской агрессии. То есть заниженную оценку люди подсознательно восстанавливают за счет покупок и кредитов. Банки не выдерживают, обрушиваются - и кризис возникает на ровном месте. Казалось бы, подумаешь, попса: ну, поют себе и поют. А она тем временем превратилась в очень негативный социальный конвейер. Оказывается, можно допеться до того, что вокруг нас обрушивается мир, казавшийся прочным и незыблемым. Люди думают, что вот так бездумно, воткнув в ухо наушник, можно отключиться от проблем... Единственная возможность противостоять попсе -возродить музыку, повышающую самооценку. Ту, которая всегда помогала решать свои социальные проблемы не за счет агрессии, а за счет естесственной социальной активности, профессионализма и самоуважения. Они-то и приводят в конечном счете к высокой самооценке.
Человек постоянно должен двигаться вверх. Получать высокие художественные образы, которые когда-то естественным образом сопровождали русского чеповека, это то, что есть в музыке Чайковского, Рахманинова, Мусоргского, Бородина, Шостаковича, Прокофьева.
А то попса съела это все. И вот сейчас «Орфей» восстанавливает руины из пепла. Потому что уже несколько поколений молодых людей вообще не знают, что такое классическая музыка. Ведь все информационное пространство было отдано попсе. И я имею в виду не только некачественную музыку, но и большинство телесериалов, передачи вроде «Аншлага» и еще массу вещей, незаметно, но неуклонно подавляющих в человеке личность. И эта проблема не государственная, а общемировая.
52 портрета композиторов XX века, в основном русских, сделанных мною на радио «Орфей», дают мне основание считать, что русская музыка находится сегодня на самой вершине. И то, что мы усилиями не очень продуманной культурной политики задвигаем ее в угол, идет во вред не только культуре, но и экономике! Возможно, экономике даже больше.
Государству сейчас очень важно указать попсе ее шесток. Кесарю - кесарево, а слесарю слесарево. Вот что должно быть принципом социального понимания тех процессов, которые у нас никто не может объяснить. Надо подстегнуть процесс обратной связи между художником и властью. Чтобы каждый в обществе занял место по достоинству».
Нина ГУЩИНА