|
Бортнянский Дмитрий Степанович
Русский композитор и первый директор придворной певческой капеллы. Наряду с М.С.Березовским создал новый тип руccкого хорового концерта, использовав достижения в области оперы и инструментальной музыки. |
Рождение
Кончина
композитор |
Дмитрий Степанович Бортнянский вошел в историю России как основатель профессиональной композиторской школы и выдающийся сочинитель духовной православной музыки. «Русский Бах, звезда России, титан XVIII века» так называют его на родине. Уроженец украинского города Глухова, он был направлен Российской императрицей Екатериной Великой стипендиатом в Италию, где в течение десяти лет обучался музыке. Предположительно, что также как и Моцарт, Бортнянский брал уроки у знаменитого падре Мартини. В Венеции и Модене были поставлены оперы Бортнянского «Креонт», «Квинт Фабий», «Алкид». Тогда же им были созданы хоровые сочинения на католические и протестантские религиозные тексты. По возвращении в Россию был назначен придворным капельмейстером, с 1796 управляющим Придворной певческой капеллой. Работал при «малом дворе» наследника Павла Петровича, для его любительских спектаклей в Павловске написаны три оперы на французские тексты «Празднество сеньора» (1786), «Сокол» (1786), «Сын-соперник, или Новая Стратоника» (1787). Тогда же были сочинены клавирные сонаты и ансамбли, ряд романсов на французские тексты. После назначения управляющим Бортнянский работал исключительно в жанрах православной духовной музыки. Одновременно с деятельностью в капелле преподавал в Смольном институте благородных девиц, участвовал в работе Петербургского филармонического общества. Был весьма просвещенным человеком, другом Державина, Хераскова, Жуковского, почетным членом Академии художеств, собрал значительную библиотеку и коллекцию живописи. Умер Бортнянский в Петербурге 28 сентября (10октября) 1825. Как глава капеллы и автор духовных композиций Бортнянский оказал заметное воздействие на церковное пение в России XIX века. При Бортнянском исполнительское мастерство придворного хора достигло больших высот, а положение и образование певчих значительно улучшились. Бортнянский первым получил по императорскому указу право цензуры на исполнение и публикацию новых духовно-музыкальных произведений (это право капеллы было отменено только в 1880-е годы). Духовно-музыкальные произведения Бортнянского включают около сотни богослужебных песнопений (в том числе двухорных), около полусотни духовных концертов, литургию, трио, обработки традиционных распевов. Весь этот репертуар исполнялся повсеместно в течение всего 19 века; многие его произведения звучат в русских храмах и по сей день. |