Бородин Александр Порфирьевич

Бородин Александр Порфирьевич

Бородин Александр Порфирьевич

Бородин-композитор, Бородин- медик, Бородин-химик, просветитель, поэт - словно детали мозаики рисуют нам портрет выдающейся личности XIX века. Такие люди рождаются раз в сотню лет. Богу было угодно, чтобы он появился на свет в Петербурге...

Рождение
12 ноября 1833

Кончина
27 февраля 1887

композитор

«Ах, князь Вы наш, Александр Порфирьевич!» — так могли бы обращаться, наверное, к Бородину. Дело в том, что он был по рождению князем, но не признанный отцом. Домашнее образование получил с гувернантками-француженками и немецкими боннами, хотя сам князь предполагал изначально отдать сына в обучение сапожнику. А вот специального музыкального образования не было — игре на флейте мальчик выучился у одного из солдат Семеновского полка.

В 12 лет у Александра дома уже была своя химическая лаборатория, и домашние не только не боялись, а радовались увлечениям мальчика. С трудом удалось «пристроить» Александра в сословие — записали в купечество. Это позволило ему стать вольнослушателем Медико-хирургической академии. Учился он там у выдающегося химика Николая Зинина, и учился блестяще. К этому времени он стал близким другом другого великого химика Дмитрия Менделеева.

Среди сонма учёных есть и Александр Порфирьевич Бородин — профессор-химик, академик Медико-хирургической академии, один из основателей Русского химического общества, открыватель химической реакции, названной в его честь (реакция Бородина-Хунсдикера). Также первым в мире он получил в своей лаборатории новое соединение — фтористый бензоил.

Ну и, как бы «заодно», он вошел в историю как  один из участников «Могучей кучки», автор симфоний, квартетов, романсов и великой оперы «Князь Игорь». Кстати эту оперу композитор писал 18 лет, но так и не закончил. Дописывать произведения после смерти композитора взялись его товарищи по «Могучей кучке», и в 1890 году опера впервые появилась на сцене, завоевав оглушительный успех.

Удивительно, но коллеги-музыканты не понимали его увлечения химией, а ученые никак не могли понять, зачем ему нужна музыка, и видели в ней «поругание над ученой мантией». Сам Бородин только посмеивался над ними и продолжал свое дело. 

Татьяна Тимофеева

 


«Господин Бородин, поменьше занимайтесь романсами, на вас я возлагаю все свои надежды», —   говорил выдающийся химик Николай Зинин. «Займитесь уже музыкой», — говорил Бородину Римский-Корсаков. 


 

Пять фактов о композиторе:

1 Над своим главным творением - оперой «Князь Игорь» Бородин работал 18 лет! Но даже их не хватило, чтобы завершить произведение . Это сделали его друзья, но авторитет композитора нисколько не пострадал.

2 Бородин активно ратовал за русское искусство и выступал против огромного количества зарубежных произведений на сцене. В этой борьбе он не только часто обращался к народным мотивам, но и создал мини-перу «Богатыри», которую наполнил шуточными мотивами, напоминающими популярные штампы зарубежной музыки того времени.

3 Менделеев считал, что Бородину следовало бы бросить занятия музыкой и полностью посвятить себя отечественной науке.

4 Партитуры, созданные в XIX веке самим Александром Бородиным, до сих пор находятся в идеальном состоянии. И дело не в особых условиях хранения, а в уникальном покрытии из яичного желтка, которое стало очередным в списке открытий и изобретений великого ученого.

5 В Музее науки Лиссабонского университета каждый год проходит мероприятие, посвященное Бородину, на котором профессиональные музыканты исполняют его сочинения в химической лаборатории. В это же время студенты и преподаватели ВУЗа проводят эксперименты, повторяющие исследования великого русского композитора-химика. 

 


Медик, химик, общественный деятель, композитор. Ему бы родиться в эпоху Возрождения, где-нибудь во Флоренции или в Тоскане, когда жили такие же разносторонне одаренные личности. Но Богу было угодно, чтобы он появился на свет в Петербурге в XIX веке, 175 лет назад.  Его имя – Александр Бородин.

Как у него на все хватало времени? Как он, имея за плечами лишь домашние занятия музыкой в детстве, да курсы ликбеза с Балакиревым решился писать не только камерные произведения, но симфонии, и даже оперы! Правда, процесс создания затягивался на долгие годы и даже десятилетия. «Дни, недели, месяцы проходят при условиях, не позволяющих думать о серьезном занятии музыкою», — писал Бородин.

«Зимою могу сочинять, лишь когда болен настолько, что не читаю лекций и не хожу в лабораторию», — писал он в своем дневнике. В результате над главной оперой жизни – Князем Игорем — работал аж 18 лет! Но даже их не хватило, чтобы завершить оперу. Это сделали его друзья, но от этого его авторитет нисколько не пострадал.

Он составил честь русской науки, русской музыки, прославил еще при жизни и сделал бессмертной фамилию человека, который к его рождению никакого отношения не имел: Бородин — это фамилия камердинера князя Гедианова, а Александр был внебрачным сыном князя.

Он, который по крови был русским лишь наполовину (а другую половину поделили грузинские и татарские гены), сумел рассказать про русский народ, как никто другой – ни до, ни после него. Он свято верил, что богатырская сила и богатырский дух предков живы, что русский народ велик и могуч, а значит — непобедим. И эту веру он передал нам — его потомкам.

Вы бывали когда-нибудь в доме-музее Бородина, что на владимирской земле? Вы удивлены, что такой существует? А тем не менее, в маленьком селе Давыдово Камешковского района до наших дней сохранился дом, в котором Александр Порфирьевич провел немало времени. Он приезжал туда в летние месяцы и занимался исключительно музыкой, в частности оперой «Князь Игорь». Дом-музей – это три комнатки с отсыревшими обоями и старенькими витринами (музею почти 30 лет, и за это время не было ни одного ремонта). Экспозиция уменьшается с каждым годом: ночные посетители «на память» прихватывают то ручку, то стул, то чернильницу. А ведь, скорее всего, сидя на этом стуле Бородин писал Арию Кончака, а ручкой и чернильницей пользовался, когда работал над Половецкими плясками.

В музее звучит музыка из «Князя Игоря», и когда ее слушаешь, то невольно вспоминаются постановки этой оперы. Например, в 94-м году в Большом театре. Опера заканчивалась торжеством ханской орды, а все потому, что решили: дочь Кончака была, якобы, бабушкой Александра Невского (что историки, кстати, опровергают). В Мариинском театре больше, чем через век после премьеры, вернулись к авторским черновикам, и оперу было не узнать. Только после этой постановки можно было оценить гигантскую работу, проделанную Римским-Корсаковым и Глазуновым (ведь Бородин оставил после себя лишь эскизы, а точнее, музыкальные страницы на тему «Слово о полку Игореве»). И только благодаря титаническим усилиям Римского-Корсакова и Глазунова музыкальные страницы превратились в оперу  «Князь Игорь».

С нашим повышенным вниманием ко всему подлинному, авторскому, наверное, еще будут появляться новые авторские варианты «Князя Игоря»: Бородин работал над оперой 18 лет, и его собственных вариантов той же арии Кончака существует несколько.