Это был композитор-колосс, композитор-гигант, но пламенное признание современников и громкая слава не всегда сопутствовали ему. Имея тысячи поклонников, он также имел тысячи завистников и недоброжелателей, поэтому большую часть жизни Гендель вынужден был жестоко сражаться за свое искусство. Впрочем, характер этого композитора был как нельзя лучше приспособлен к такой борьбе, - Гендель был упрям, непреклонен, и умел рисковать. Не однажды ему приходилось ставить на карту все свое состояние, - и все проигрывать, а затем возвращать вновь. Он обладал удивительно крепким здоровьем и могучей творческой силой. По словам Ромена Роллана, его таланту было присуще свойство бурной реки, которая то выходит из берегов, сокрушая скалы, то совсем высыхает: Гендель мог написать три оперы за два месяца, а потом год ничего не делать. Впрочем, такие годы выдавались в его жизни крайне редко. Сверхчеловеческая плодовитость Генделя «производит впечатления силы природы, поля, в одну весеннюю ночь покрывающегося цветами», - заключает тот же исследователь. За свою жизнь Гендель написал около 40 опер, 23 оратории, множество церковных хоралов, органных концертов, а также ряд произведений развлекательного характера. Его творчество оказало значительное влияние на Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, М.И. Глинку. Оратории Генделя послужили образцами для реформаторских опер К.В. Глюка. В различных странах основаны Генделевские общества. В 1986 в Карлсруэ создана Международная Генделевская академия. В честь композитора даже назван кратер на Меркурии. |