|
Штраус Рихард
От «фантазии» до «сверхмузыки». |
Рождение
Кончина
дирижер |
Дух Вагнера, краски Рубенса и идеи Ницше сочетает музыка этого знаменитого немецкого композитора. Он вырос в семье, где музыка была неотъемлемой частью жизни: отец работал в Мюнхенском придворном оркестре и был блестящим валторнистом. Мать также хорошо разбиралась в искусстве и стала первым музыкальным наставником Рихарда Штрауса. Уже в 6 лет он попытался написать свою первую увертюру для оркестра. Домашнее образование, изучение искусства и философии в Мюнхенском университете во многом определяют интересы будущего композитора. Его наставники отмечают кипящий творческий темперамент юноши. В качестве третьего капельмейстера Мюнхенской придворной оперы Рихард Штраус отправляется в Италию. Путешествие очень повлияло на музыканта. Он создаёт яркую фантазию под названием «Из Италии». Через несколько лет он сочинит симфоническую поэму «Дон-Жуан», которая станет первым шагом композитора на пути к мировой славе, и современники напишут: «Штраусовский оркестр впервые засверкал здесь мощью рубенсовских красок, а в жизнерадостном герое поэмы многие узнавали автопортрет самого композитора». Затем появляются знаменитые произведения Штрауса: поэмы «Тиль Уленшпигель», «Жизнь героя», «Смерть и просветление», «Дон Кихот» и «Так говорил Заратустра». Идея сверхчеловека из философии Ницше захватила умы немецкой аристократии. Рихард Штраус не исключение. Так впервые в истории музыки основой для произведения становится философский трактат. Тревожная, но величественная симфоническая поэма «Так говорил Заратустра» звучит словно предзнаменование двух мировых войн. Позднее искажённые гуманистические идеи Ницше лягут в основу страшной фашистской идеологии. Опера «Саломея» по драме Оскара Уайльда считается сочинением, в котором Рихард Штраус окончательно преодолевает влияние Вагнера. Античные и мрачные краски произведения погружают слушателей в тревожный мир декаданса. Нервная музыка становятся символами эпохи. Приход к власти нацистов Рихард Штраус встречает с романтическим интересом. Некоторые современники отмечают, что композитор не осознавал опасность этого режима, был политически наивен и даже безграмотен. Геббельс назначает его на пост главы Имперской музыкальной камеры. Довольно скоро Штраус лишается этой должности, но продолжает творить, несмотря на войну. В начале 1940-х он сочиняет свои последние произведения. Среди них – опера «Каприччио» и скорбная пьеса «Метаморфозы». Не менее знаменит был Штраус как оперный и симфонический дирижер. Целых 65 лет он выступал в концертных залах Европы и Америки, ставил оперные спектакли в театрах Австрии и Германии. К концу жизни у композитора испортился слух, поэтому он старался громче разговаривать. Однажды в ресторане он громко заявил: «Конечно, нацисты были преступниками — я всегда это знал. Представьте себе — они закрыли театры и сделали невозможной постановку моих опер». Последние годы жизни Штраус провел в Швейцарии, а скончался осенью 1949 года в Гармише (Германия) в возрасте 85 лет. Алёна Оганесян
Коротко о композиторе Он рос в музыкальной семье и уже в 6 лет попытался написать свою первую увертюру для оркестра. Наставники юного Штрауса отмечали кипящий творческий темперамент музыканта. Симфоническая поэма «Дон-Жуан» стала первым шагом композитора на пути к мировой славе. Сочинение Штрауса – Знаменитая симфоническая поэма «Так говорил Заратустра» по тексту Фридриха Ницше – это первый пример в истории музыки, когда в качестве основы для своего произведения композитор использует философский трактат. Опера «Саломея» по драме Оскара Уайльда считается произведением, в котором Рихард Штраус окончательно преодолевает влияние Вагнера, а главную роль в этой постановке композитор отводит музыке. Приход к власти фашистов Рихард Штраус встречает с романтическим интересом и активно работает во времена Второй мировой войны. К концу жизни у композитора испортился слух, поэтому он старался громче разговаривать, и однажды в ресторане громко заявил: «Конечно, нацисты были преступниками — я всегда это знал. Представьте себе — они закрыли театры и сделали невозможной постановку моих опер». В честь героини оперы Рихарда Штрауса «Ариадна на Наксосе» назван астероид, теперь Зербинетта есть и в космических просторах.
Richard Strauss Он прошёл долгий, блистательный и трудный путь триумфатора. Слава окружала его с юных лет до конца жизни. Яростные дискуссии и резкие нападки на его творчество, казавшееся в своё время необычайно смелым, лишь способствовали росту его популярности и влияния. Его называли "Рихардом вторым" - преемником Рихарда Вагнера. Рихард Штраус был наделён многими способностями и талантами, а главное - неистощимой творческой энергией. Рихард Штраус родился 11 июня 1864 года в Мюнхене. В юности он получил от своего отца широкое, хотя и консервативное музыкальное образование - его отец Франц Штраус был первым валторнистом в Придворном мюнхенском оперном театре. Ребёнком будущий композитор имел возможность посещать оркестровые репетиции Мюнхенского придворного оркестра, там же от ассистента дирижёра он получил частные уроки по теории музыки и оркестровке. Свое первое музыкальное сочинение - пьесу - Рихард написал в 6 лет. В это же время он попробовал написать увертюру для оркестра. В одиннадцатилетнем возрасте под руководством мюнхенского дирижера Ф. В. Мейера мальчик начал постигать теоретические основы - гармонию, анализ форм, оркестровку. Участие в любительском оркестре помогло практически изучить инструменты, что оказало неоценимую помощь в дальнейшем. За пять лет юный музыкант настолько преуспел, что поступать в консерваторию оказалось излишним. В 1882 году он поступил в Мюнхенский университет, где он изучал философию и историю - но не музыку - однако, год спустя покинул его и отправился в Берлин. Там он некоторе время учился, а затем получил пост ассистента дирижёра при Гансе фон Бюлове, заменив его в Мюнхене, когда тот вышел в отставку 1885. Композиции этого периода весьма консервативны - в стиле Роберта Шумана или Феликса Мендельсона. Стиль Штрауса начинает заметно меняться, когда он встречает Александра Риттера, известного композитора и скрипача и мужа одной из племянниц Рихарда Вагнера. Именно Риттер убедил Штрауса отказаться от своего консервативного юношеского стиля и приступить к сочинению симфонических поэм. Риттер также познакомил Штрауса с эссе Рихарда Вагнера и сочинениями Шопенгауэра. Штраус собирался дирижировать одной из опер Риттера, а позднее Риттер написал поэму по мотивам симфонической поэмы Рихарда Штрауса «Смерть и просветление». В 1889 Штраус переходит на службу в Веймарский придворный театр и одновременно с постановкой опер пишет свою симфоническую поэму "Дон-Жуан" , выдвинувшую его на видное место в мировом искусстве. Штраусовский оркестр впервые засверкал здесь мощью рубенсовских красок, а в жизнерадостном герое поэмы многие узнавали автопортрет самого композитора, - отмечают специалисты. В 1889-98 гг. Штраус создает целый ряд ярких симфонических поэм: "Тиль Уленшпигель", "Так говорил Заратустра", "Жизнь героя", "Смерть и просветление", "Дон-Кихот". В них многообразно раскрылось огромное дарование композитора: великолепная красочность, сверкающее звучание оркестра, дерзкая смелость музыкального языка. Созданием "Домашней симфонии" (1903) завершается "симфонический" период творчества Штрауса. В 1910 г. в творчестве композитора наступает перелом. В разгаре бурной дирижерской деятельности он создает популярнейшую из своих опер "Кавалер розы". Творческое наследие Штрауса многообразно: оперы, балеты, симфонические поэмы, музыка к драматическим спектаклям, хоровые произведения, романсы. Композитора вдохновляли самые разнообразные литературные источники: это Ф. Ницше и Ж. Б. Мольер, М. Сервантес и О. Уайльд. Б. Джонсон и Г. Гофмансталь, И. В. Гете и Н. Ленау. Композитор дал высокие образцы синтеза тщательно разработанного поэтического замысла с отменно продуманной и индивидуализированной музыкальной формой. Исполнительская деятельность Штрауса как оперного и симфонического дирижера охватывает 65 лет. Он выступал в концертных залах Европы и Америки, ставил оперные спектакли в театрах Австрии и Германии. |