Фото: persons-info.com |
Цомык Герц Давидович
Виолончелист с уральским размахом |
Рождение
Кончина
исполнитель |
Один из пионеров советской исполнительской виолончельной школы, наряду с Козолуповым, Кнушевицким и другими, — Герц Давидович Цомык стал еще и основателем виолончельного исполнительства на Урале. Герц Цомык родился в белорусском Могилеве за два месяца до начала Первой мировой войны в небогатой еврейской семье, которая, спасаясь от немецкой оккупации, вскоре перебирается в Тбилиси. Здесь талантливый ребенок поступает в местную консерваторию к профессору Миньяр-Белоручеву, «музыкальному внуку» великого российского виолончелиста Карла Давыдова, друга Рубинштейна и Чайковского. Принципы «давыдовской школы» впоследствии нашли отражение в его собственной педагогической практике. Огромную роль в становлении начинающего артиста играет Первый Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей, на котором он делит победу с другим замечательным советским виолончелистом, Святославом Кнушевицким. Этот успех дает молодому девятнадцатилетнему музыканту путевку в большую концертную жизнь, ставит его в один ряд с самыми востребованными исполнителями СССР. Он получает в награду виолончель работы Антонио Страдивари из фондов Государственной коллекции — прекрасный инструмент, которому Герц Давидович оставался верен долгие годы. В качестве солиста Московской филармонии он гастролирует по всей стране и как сольный исполнитель, и в составе инструментального трио: Иохелес — Затуловский — Цомык. Тогда же появляются его первые записи на грампластинки. Развитие блестящей карьеры прерывает Великая Отечественная война, по окончании которой виолончелист преподает в родной для него Тбилисской консерватории, а в 1952 году получает неожиданное приглашение из Свердловска и начинает работать в Уральской государственной консерватории, специальной музыкальной школе при ней и в областном музыкальном училище. Наряду с этим он становится концертмейстером Уральского филармонического оркестра, играет в квартете имени Мясковского, сотрудничает со многими композиторами, ведет активную просветительскую и научную деятельность. Широта интересов, бескорыстное служение музыке, обаяние таланта и личности Герца Давидовича делают его одной из центральных фигур, «душой и сердцем» («герц» в переводе с немецкого — «сердце») музыкального искусства Уральского региона, которому он остался верен до конца жизни. Цомык скончался в 1981 году в возрасте 66 лет и похоронен на Широкореченском кладбище Свердловска, ныне Екатеринбурга, где покоятся многие знаменитые люди столицы Урала. Анатолий Лысенков Коротко о музыканте: Герц — Херц (Гирш-Хирш) — распространенные еврейско-немецкие имя и фамилия, в переводе означающие «сердце».. Сын Цомыка Владимир Герцевич не пошел по стопам отца. Он — заслуженный врач России, кандидат медицинских наук, один из ведущих урологов нашей страны. А вот внук виолончелиста, Леонид Усминский, продолжил музыкальную традицию деда и стал пианистом. Он аккомпанирует ему на пластинке, выпущенной в 1977 году. Герц Давидович играл на инструменте из фондов Государственной коллекции – виолончели работы Антонио Страдивари, которую получил как награду за победу в Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, Теплоту и сердечность самого Цомыка и его виолончельной игры отмечали многие знакомые и коллеги виолончелиста, в частности, дирижер Марк Паверман, основатель Уральского филармонического оркестра: "Герц Давидович — редкого душевного обаяния человек, очень теплый, дружественный, всегда умевший создать вокруг себя атмосферу доверия и сердечной чистоты". Многочисленные ученики Цомыка преподают сегодня в различных учебных заведениях, играют в симфонических оркестрах и оперных театрах России и зарубежья. |