|
Дель Монако Марио
«Тенор ди форца» – так называли голос Марио Дель Монако в Италии. |
Рождение
Кончина
певец / певица |
Один из самых известных, самых выдающихся певцов XX века Дель Монако был, своего рода, символом оперного искусства послевоенных десятилетий. В бывшем Советском Союзе его имя было воистину легендарным: он был первым певцом мирового класса, кто приехал в нашу страну на гастроли после десятилетий изоляции. Две спетые им в Большом театре партии – Хозе в «Кармен» и Канио в «Паяцах» продемонстрировали советской публике уровень вокальной культуры, характерной для ведущих мировых сцен, особенности артистической игры, оперной эстетики, что тогда царила на западных сценах. Мировая слава пришла к певцу в первые послевоенные годы, когда он становится частым и желанным гостем не только ведущих итальянских, но и европейских и американских оперных театров. Он тогда стал образцом современного исполнителя: все тенора с Дель Монако соревнуются, его пытаются превзойти, его успех не дает покоя многим на протяжении десятилетий. Ослепительная карьера внезапно прервалась в 1967-м, когда певец попадает в автокатастрофу. Но он находит в себе силы вернуться на сцену и выступает до 1975-го, причем его поздние записи свидетельствуют о неиссякаемой мощи его голоса и драматического таланта. Голос Дель Монако, бесспорно, феноменален: подлинно драматический тенор – мощный, яркий, насыщенный, огромного диапазона. В дополнение к этому певец обладал исключительными актерскими талантами. Вершинным созданием Дель Монако по праву считается партия-роль Отелло из одноименной оперы Верди (её он исполнял более четырехсот раз на разных театральных сценах и в кино). Кроме того, в историю оперного искусства вошли его Радамес, Манрико, Эрнани, Альваро, Каварадосси, Калаф, Туридду, Андре Шенье и многие другие партии итальянского классического репертуара. Татьяна Клименко
«Вот уже 30 лет я жертвую всем, живу как настоящий монах. Без аскетизма большие достижения невозможны. Но по своей природе я очень жизнелюбив, люблю приятное общество, хорошую трапезу и развлечения. От всего этого я отрёкся. Три дня перед каждым спектаклем я рта не раскрываю. Когда жена мне хочет что-то сказать – она пишет записки». Эти слова дель Монако живо показывают нам реальность оперной сцены. Певец посвятил оперному театру 35 лет. Это кажется невероятным, но голос Марио потрясал своей пронизывающей полнотой и тех, кто слушал первые выступления певца, и тех, кто был свидетелем его последних триумфов. Когда в 1939 году дель Монако дебютировал в опере «Сельская честь» Масканьи, критика восторженно сравнивала пение молодого тенора с великим Франческо Таманьо – только легендарный певец XIX века мог бы соперничать с дель Монако. Когда Марио выступал на лучших оперных сценах с Марией Каллас или Ренатой Тебальди – зал взрывался овацией. Когда в 1972-м дель Монако последний раз пел партию Отелло – слушатели были единодушны: нет теноров, равных Марио. «Тенор ди форца» – «тенор силы» – так называли его голос в Италии. В одном интервью дель Монако сказал: "Я исполняю партии в очень разных операх - от "Риголетто" и "Травиаты" до "Отелло". Этим я обязан и своему голосу, и технике, которой я достиг после многих лет работы и самопожертвования". Певец действительно принес себя в жертву оперному театру. Свой репертуар, хотя и не слишком обширный, дель Монако оттачивал и совершенствовал постоянно. Голос Марио был словно создан для драматических ролей. Среди них - теноровые партии в операх "Мефистофель" Бойто, "Тоска" Пуччини, "Кармен" Бизе, "Сила судьбы" и "Отелло" Верди. Творческому миру дель Монако ближе всего был Джакомо Пуччини. «Этот композитор сильно повлиял на мою психологию», – говорит Марио, – «я тоже романтик в искусстве. В 12 лет я сыграл на рояле арию Мими из «Богемы» и расплакался, хотя ещё не знал содержания этой трагедии». Пристрастие к ариям Пуччини зашло настолько далеко, что коллеги нередко обвиняли дель Монако в пренебрежении музыкой Верди. «Из-за этого произошла целая баталия» – вспоминал певец. Но экстравагантный выход из положения был найден: Марио вышел на улицу, держа в руках плакат с надписью «Да здравствует Верди!». Ведь именно Отелло был лучшей партией дель Монако. «В моём Отелло меня увлекает возможность рафинированного, гибкого воплощения различных душевных состояний» – рассказвал артист. В партии Отелло он выходил на сцену 427 раз, и среди них не было ни одного провала. Покинув оперный театр, дель Монако не опустил руки. «Я не люблю смотреть себе за спину» – говорил он. Теперь Марио посвятил себя живописи – ведь он был профессиональным художником, а великий Пикассо упоминал в своих лекциях портреты и натюрморты работы дель Монако. Артист часто повторял: «Я поющий художник, а не рисующий певец». Вся жизнь выдающегося тенора была наполнена трудом – он ни одного дня не потерял даром. Как никто другой, дель Монако знал, как совершается волшебство на оперной сцене. «Для кого искусство – это жизнь, для того жизнь – это искусство». Эти слова Иоганна Себастьяна Баха отчётливо доносятся из глубины веков всякий раз, когда звучит голос Марио дель Монако, великого мастера бель-канто.
|