Bibliothèque nationale de France |
Орик Жорж
Самый младший участник «Французской шестерки» |
Рождение
Кончина
композитор |
Жорж Орик (Georges Auric) – самый младший участник музыкального объединения «Французская шестерка», возникшего в Париже в 1920 году. Несмотря на разницу в возрасте, Орик пользовался уважением и авторитетом среди коллег по группе благодаря своим разносторонним знаниям и интересам в самых разных областях науки и искусства. «В четырнадцать лет его сочинения уже играли в Национальном Музыкальном Обществе. В пятнадцать он дискутировал о социологии с Блуа, о теологии с Маритеном. Семнадцатилетнему Жоржу Аполлинер читал свои поэмы, спрашивая его совета», – вспоминал друг и соратник Орика по «Шестерке» Франсис Пуленк. Перебравшись в Париж перед Первой мировой войной, он все же выбирает музыку и поступает в консерваторию, а чуть позже в Скола канторум. Но пытливый юноша остается недоволен академическими занятиями и примыкает к передовому кругу парижских музыкантов, который возглавляют Эрик Сати и Жан Кокто. Во вновь образованную группу также входят Дюрей, Онеггер, Мийо, Пуленк и Жермен Тайфер – единственная среди них женщина-композитор. Под влиянием своих новых друзей Орик с головой окунается в работу, много сочиняет, в том числе и для театра. Его замечает Дягилев, для антрепризы которого он пишет несколько балетов. Новая страница в творчестве музыканта открывается с появлением звукового кино. Начиная с 1931 года, он создает музыку более чем к 120 фильмам, среди которых такие шедевры, как «Большая прогулка» с Фюнесом и Бурвилем, «Собор Парижской Богоматери» с Куинном и Лоллобриджидой, «Римские каникулы» с Хепберн и Пеком, «Плата за страх» с Монтаном. Режиссеры его лент Клер, Кокто, Деланнуа, Уайлер. Оккупация фашистами Парижа вызвала к жизни цикл «Песни страдающей Франции» и ряд других патриотических сочинений Орика. После освобождения страны он избирается в Национальный институт Франции, возглавляет Объединение оперных театров столицы - «Гранд-Опера» и «Опера комик». Жорж Орик - один из ведущих французских композиторов ХХ века. Его музыку отличают богатый мелодический дар, склонность к шутке, иронии, ясность и подчёркнутая простота гармонического языка. Он умер в 1983 году в возрасте 84 лет и похоронен на парижском кладбище Монпарнас. Анатолий Лысенков
Несколько фактов о Факты: 1. Жан Кокто посвятил Орику свой памфлет «Петух и Арлекин» (1918), ставший программным манифестом композиторов «Шестерки». 2. В 1926 году Орик и Пуленк играли на двух из четырех фортепиано на лондонской премьере «Свадебки» Стравинского. 3. Орик и Сати в 1924 году снялись в немом фильме Рене Клера «Антракт». 4. Самый младший из «Шестерки», Орик пережил всех участников группы, кроме Жермен Тайефер. Она умерла через 3 месяца после него, дожив до 91 года. 5. Название «Ле сикс», то есть «Шесть», придумал критик Анри Колле по аналогии с русской «Могучей кучкой», которую французы называли «Пятерка». 6. Орик – рекордсмен в области французского кино (120 озвученных лент). По количеству музыки к фильмам его превзошли уже в 21 веке только Косма и Легран (по 200 каждый). |