Верстовский Алексей Николаевич

Верстовский Алексей  Николаевич
Гравюра Карла Гампельна

Верстовский Алексей Николаевич

Оперный предшественник Глинки

Рождение
01 марта 1799

Кончина
17 ноября 1862

композитор

Алексей Николаевич Верстовский - русский композитор и театральный деятель, непосредственный предшественник Глинки в создании отечественной оперы. 

Алексей Николаевич родился в Тамбовской губернии и с детства приобщился к музыке, поскольку его отец-помещик содержал крепостной оркестр и устраивал домашние концерты. В 17 лет Алексей переезжает в  Петербург и поступает в Институт путей сообщения. Параллельно берет частные уроки у видных иностранных музыкантов -  Фильда, Штейбельта, Тарквини. В эти же годы начинает страстно увлекаться театром, знакомится с Пушкиным, Грибоедовым, Алябьевым, Шаховским, участвует в любительских спектаклях в качестве переводчика пьес, актёра, певца и автора музыки к постановкам. Его первые оперы-водевили «Бабушкины попугаи», «Карантин», «Новая шалость, или Театральное сражение» имеют успех у публики. 

С 1823 года и до конца жизни судьба композитора неразрывно связана с Москвой, где он становится инспектором музыки Дирекции городских театров, в том числе – Большого и Малого, а затем - управляющим Московской театральной конторой. Этот период современники называют «эпохой Верстовского». Он способствует обогащению репертуара, улучшению работы театральных трупп, поднятию художественного уровня спектаклей, уделяет большое внимание подбору и воспитанию актёров. Его стараниями открываются музыкальные классы, готовящие оркестрантов для театральных оркестров. Одновременно с общественной деятельностью идет и интенсивная творческая работа. Композитор пишет оперы — «Пан Твардовский», «Вадим», «Громобой», оперы – водевили (около 30-ти, большая часть в соавторстве с Писаревым и Алябьевым), а также романсы, кантаты и другие произведения, лучшим из которых считается опера «Аскольдова могила» по роману  Загоскина, пользовавшаяся огромной популярностью. Появившаяся за год до «Ивана Сусанина» Глинки, она стала кульминацией творчества Верстовского и подготовила начало нового этапа в развитии русской классической музыки. 

Алексей Верстовский умер в 1862 году и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Анатолий Лысенков

 


 

Несколько фактов о композиторе:

1. Отец Верстовского был внебрачным сыном генерала Селиверстова и потому не мог носить его фамилию, а лишь ее вариант.

2. Верстовский был женат на своей ученице, актрисе Надежде Репиной, которая пела на премьере его оперы «Аскольдова могила». 

3. Опера «Аскольдова могила» была чрезвычайно популярна и шла при жизни автора более 400 раз. На рубеже XIX - XX веков в ней пел молодой Шаляпин.

4. Верстовский очень переживал снижение собственной популярности после появления «Ивана Сусанина» Глинки. «Я первый обожатель его прекраснейшего таланта, но не хочу и не могу уступить ему право первенства», - писал Алексей Николаевич.

5. Самый известный романс Верстовского на стихи Пушкина - «Старый муж, грозный муж»» из поэмы «Цыганы». Текст и мелодию этой народной песни поэт записал в Бессарабии и послал композитору, который был старше его всего на 3 месяца.

6. Последние два года Верстовский жил в доме № 28 по Хлебному переулку, где и умер. Перед войной там была резиденция военного атташе Германии, а сейчас – посольство Исландии.