|
Гофман Эрнст Теодор Амадей
Гениальный немецкий писатель-мистик, юрист, живописец романтического толка и едкий карикатурист, музыкальный критик, блестящий дирижёр, пианист и композитор."Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник там, где речь умолкает" /Эрнст Теодор Амадей Гофман/ |
Рождение
Кончина
дирижер |
Эрнст Теодор Амадей Гофман(1776-1822) Германия Композитор, дирижёр, писатель Ранний романтизм Главные жанры: зингшпиль, волшебная опера Однажды чей-то взгляд на историю человечества помог вывести формулу: талантливый человек талантлив во всём. В качестве доказательства универсальности этой идеи нам послужит фигура Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Гениальный немецкий писатель-мистик, юрист, живописец романтического толка и едкий карикатурист, музыкальный критик, блестящий дирижёр, пианист и композитор вот далеко неполный список его творческих достоинств. Андрей Тарковский, который, как известно, хотел снять фильм о Гофмане, как-то сказал: «С Гофманом у меня странные отношения. Мне хочется высказаться о романтизме вообще. Романтики люди, которые всегда пытались видеть жизнь не такой, какая она есть. Самое страшное для них рутина, привычное существование. Романтики не борцы. Их убивают химеры». На заре нового XIX века, когда эпидемия обострённой чувствительности и эскапизма в идеальные миры ещё не охватила Европу, невероятная магия личности Гофмана и его скандальные выходки удивляли, эпатировали и порождали легенды. Фактически, он - один из первых романтиков в истории, создавших свою мифологию. Его эстетические убеждения определяли не только характер творчества, но и стиль жизни, по современным меркам весьма богемный. Для артистических натур детство порой становится источником образов и фабул будущих шедевров. Так было и с Гофманом. Во многих героях его всемирно известного романа «Житейские воззрения кота Мурра» можно узнать домочадцев и учителей писателя. Вообще, автобиографичность будет всегда важной чертой его произведений. Но на страницах повестей, рассказов и уже упомянутого нами романа он будет воплощать не только прекрасный образ Юлии Марк, вечно недостижимой возлюбленной. Перед читателем проносятся страшные видения и призраки, возникшие в алкогольном тумане, встаёт ненавистная бюргерская действительность в гротесковом обличии, изображаются те музыкальные страдания подлинно большого художника, которые Гофман испытал сполна. Ведь на литературный путь он вступил довольно поздно в 33 года. А до этого времени он разрывался между унылыми буднями юриста, профессию которого ему навязали здравомыслящие родители, и мечтами о славе композитора. Мечтами, надо сказать, небезосновательными. Уже в детстве Гофман овладел умением игры на органе, скрипке, арфе и гитаре. Первой его композицией принято считать «Шесть песен к гитаре и пианино». По воспоминаниям современников, Гофман был вдохновенным пианистом. Однако единственным, изданным при жизни Гофмана, произведениям для фортепиано стала очаровательная Соната A-dur, но есть свидетельства, что их было гораздо больше. Неслучаен выбор тональности этой сонаты. В её музыке отчётливо слышится голос кумира Гофмана - Вольфганга Амадея Моцарта. Вообще тема «Гофман и Моцарт» невероятно обширна и интересна. Знаменитая Соната A-dur с Рондо alla Turka Моцарта была любимейшим произведением Гофмана. Музыку Моцарта он мог слушать бесконечно. Тонкое понимание творений «солнечного гения» нашло своё продолжение в литературном творчестве. Каждый режиссёр, что берётся за постановку «Дон Жуана» Моцарта не обходится без внимательного чтения одноименной сладостной новеллы Гофмана. Это обожание дошло до того, что в честь своего кумира Гофман даже взял себе имя «Амадей» вместо «Вильгельм». Сейчас эта практика весьма распространена среди восторженных фанатов какой-нибудь звезды, но тогда это был нонсенс. Умами и душами меломанов тех времён правила, конечно же, опера. Да и самому Гофману музыка вокальная была намного ближе по дарованию и убеждениям. Опера как нельзя более соответствовала магистральной идее его эстетики о синтезе искусств. Проба пера в качестве оперного композитора начались ещё в 1799 году. Честолюбивый юноша Гофман написал зингшпиль «Маска» и отослал партитуру на суд самой королеве Луизе. Почтила ли вниманием это творение венценосная особа история умалчивает. Эта неудача не остановила энергичного композитора, и вот уже готов новый зингшпиль на текст Гёте «Шутка, хитрость и месть». Его сыграли на местной сцене маленького городка Познань, где в это время служил Гофман. Оценить это произведение не представляется возможным, так как спустя несколько представлений, в театре вспыхнул разрушительный пожар, в огне которого и погибла партитура зингшпиля. Кстати, не последняя такая же участь настигла и оперу «Ундина» с той лишь разницей, что копии всё-таки успели сделать. История немецкой романтической оперы берёт своё начало именно от «Ундины» Гофмана. Эта опера стала не только венцом в музыкальной карьере самого композитора, но и истоком двух путей развития музыкального театра Германии. Первый был продолжен Вебером в «Вольном стрелке» с его национальной бытовой основой, мрачной фантастикой и композиционными особенностями зингшпиля. Второй - связан с героико-рыцарскими образами и драматургией «большой оперы», гениально воплощёнными Вебером в «Эврианте». Объединил эти две линии в своём творчестве уже Вагнер в операх 40-х годов. После «Ундины» Гофман с горечью признал, что музыка отвергла его. Имея в арсенале партитуры нескольких опер, балетов и симфонии, он остаётся неинтересным ни музыкальным издателям, ни директорам театров. Постановки опер, организованных с невероятным трудом, выдерживают минимальное количество представлений. Отчаянные попытки найти своего слушателя терпят мучительный крах. Однако он продолжает рецензировать новые произведения Бетховена, Огиньского, Мегюля. Сам жанр этих статей Гофман прозвал «литературно-артистическим». Рассказы, которые Гофман обычно публиковал анонимно, надеясь, что когда-то созданное им великое произведение принесёт ему вечную славу, теперь обрели своего автора. Но и в литературе он не может жить без музыки. Редкий рассказ обходится без размышлений о звучащем искусстве, без упоминания о каком-то знаковом музыкальном произведении или композиторе, а центральный герой творчества Гофмана, вдохновенный музыкант и капельмейстер Крейслер станет альтер-эго писателя. После смерти Гофмана его жене достались бесконечные долги, 19 оригиналов его музыкальных произведений, которые она подарила прусскому королю, и бессмертные новеллы, рассказы и роман один из лучших в литературе XIX столетия. Образы, созданные саркастическим умом Гофмана, по сей день живут в кинематографе, на сцене театров и в умах читателей всего мира. |