Ботвинов Алексей

Ботвинов  Алексей

Ботвинов Алексей

Заслуженный артист Украины, в печати родной страны он награждается такими эпитетами как «…маяк для тех, кто ищет свет», или «…обладатель техники сотворения чуда»

Рождение
08 сентября 1964

исполнитель

Алексей Ботвинов принадлежит к элите мирового пианизма. Самый знаменитый украинский пианист, Ботвинов по праву считается одним из лучших исполнителей Рахманинова в мире. Его глубоко личностные, но неизменно убедительные интерпретации классиков всех эпох и стилей подтверждают его уникальное дарование глубокого проникновения в саму суть музыки. Среди его чрезвычайно широкого репертуара - более 30 концертов для рояля с оркестром. Ботвинов – вероятно, единственный пианист мира, исполнивший шедевр Баха «Гольдберг-вариации» на сцене уже более 200 раз.

Алексей Ботвинов гастролировал в более чем 30 странах мира. Заслуженный артист Украины, в печати родной страны он награждается такими эпитетами как «…маяк для тех, кто ищет свет», или «…обладатель техники сотворения чуда». Его исполнение Четвертого концерта Рахманинова в Киевской Филармонии в декабре 2006 года было отмечено в прессе как одно из главных культурных событий года.

Алексей Ботвинов родился в Одессе в семье музыкантов, где начал заниматься у профессора С. Л. Могилевской, а затем в Одесской консерватории у профессора А. А. Кардашева. В 19 лет стал самым молодым участником и Лауреатом Первого Всесоюзного конкурса им. Рахманинова в Москве (1983 г.), после чего стал солистом Одесской филармонии и преподавателем консерватории.

С 1987 по 1989 гг. был ассистентом-стажером в Московской консерватории (класс профессора В. В. Горностаевой). Является лауреатом международных конкурсов им. Баха в Лейпциге и им. Клары Шуман в Дюссельдорфе.

В 1993 году выступал с БСО п/у В. Федосеева в Москве (БЗК, премьера 3 концерта «Аве Мария» А. Караманова) и с огромным успехом на открытии концертного сезона в Цюрихском Тонхалле ( Первый концерт Чайковского). В 1994-1996 гг. А. Ботвинов жил в Дюссельдорфе, где премьерой балета по «Детским сценам» Шумана началось его тесное сотрудничество со знаменитым швейцарским хореографом Хайнцем Шперли. С 1996 г. Алексей Ботвинов сочетает активную гастрольную деятельность с позицией приглашенного солиста-пианиста Цюрихского Балета. Пианист исполнял с неизменным успехом музыку Моцарта, Шопена, Брамса, Прокофьева, Стравинского, Скрябина, Шнитке и др. в балетных спектаклях Х.Шперли.

С 1995 года Алексей Ботвинов играет «Гольдберг-вариации» Баха, ставшие «визитной карточкой» компании Х. Шперли. Результатом стали выступления практически во всех странах Европы, в Канаде, Японии, Израиле и Южной Африке. С 2001 года «Гольдберг-вариации» - в постоянном репертуаре балета Берлинской Дойче Опер; премьерное исполнение А. Ботвинова в июне 2001 г. стало настоящей сенсацией, высоко оцененной немецкой критикой: «Фейерверк за роялем» (Берлинер Курьер), «Ботвинов – это счастливый случай для Дойче Опер» (Тагесшпигель) и т.д. СD «Гольдберг-вариаций», выпущенный в Швейцарии в 1996 году, сразу же попал там на 2 место в хит-параде классической музыки («Суперзапись!», Ле Фигаро, Париж). «Нойе Цюрихер Цайтунг» оценила последующие записи А. Ботвинова: Шопена - как «невероятно прекрасные», Брамса – «удивляющие своей нетрадиционностью, но убедительные в каждой детали». Также в Швейцарии вышли СD Рахманинова и концертов Баха и Моцарта («живая запись» из Пражской филармонии).

Алексей Ботвинов выступал на многих музыкальных фестивалях, в том числе – Шопеновском в Польше, Цюрихском Фестшпиле. В 2002 году был членом жюри V Международного конкурса им. Артура Рубинштейна в Польше. В мае 2003 года подписал эксклюзивный контракт с ведущим немецким музыкальным агенством «Ханс Адлер». В августе 2003 года Алексей Ботвинов был «Артистом ин Резиденс» 15 Международного фестиваля в Муртене (Швейцария), где сыграл 6 концертов соло и с оркестрами. Весной 2005 года пианист с огромным успехом исполнил Второй концерт Рахманинова в Берлине с оркестром «Дойче Опер» (дирижер – Д. Китаенко), и Первый концерт Шопена в Греции на гастролях Дрезденского Филармонического Оркестра. В апреле 2006 года состоялся дебют А. Ботвинова в знаменитом лондонском зале «Вигмор Холл».

Среди громких успехов Ботвинова – стоячая овация двухтысячного зала Национальной Филармонии Тайваня в Тайпее, участие в прямой всемирной телетрансляции Гала-концерта ФИФА 19 декабря 2005 года. В марте 2006 года состоялся дебют в Берлинской Филармонии в рамках абонемента «Мастера мирового пианизма». В мае того же года Ботвинов исполнял концерты Моцарта и Шостаковича в 8 концертах турне по Китаю в сопровождении знаменитого Цюрихского Камерного Оркестра. В октябре 2006 года пианист с огромным успехом играл Второй концерт Рахманинова с Королевским Оркестром Фландрии в Кельнской Филармонии и других городах Германии («Ботвинов взял на себя управление исполнением и провел его от начала до конца блистательно» - Висбаден Тагблатт. «Удивительно филигранно и убедительно» - Франкфуртер Алгемайне Цайтунг). Концерты Азиатского турне Ботвинова в октябре 2007 года в Гонконге, Сингапуре, Малайзии, Индонезии и Тайване неизменно завершались стоячими овациями.

В октябре 2008 года А. Ботвинов инициировал и реализовал новый проект – мультимедийный концерт «Визуальная реальность музыки» - соединение классической музыки и видеоинсталляций (совместно с виджей-группой «Videomatics»). Европейская премьера концерта с большим успехом прошла в Одесской филармонии. Были исполнены произведения И. С. Баха, С. Рахманинова, А. Скрябина, А. Караманова, Я. Фрейдлина. Этот творчески смелый и технически сложный эксперимент – безусловно, шаг в будущее, перспективное направление концертной деятельности. Помимо сугубо творческих задач, данный концертный проект имеет большое просветительское значение: синтез музыки и изображения помогает приобщиться к классической музыке всем тем, кто привык к динамике визуальных форм на экране телевизора или компьютера. В 2009 году с огромным успехом проект был показан в Международном Доме Музыки в Москве, а на Софиевской площади Киева на опен-эйр концерте присутствовало около 5000 зрителей. Этим выступлениям сопутствовал беспрецедентный интерес масс-медиа.

А. Ботвинов, вместе с искусствоведом, педагогом, экспертом Нобелевского комитета по искусству М. Казиником, отстаивают право классической музыки на повсеместное, доступное, осмысленное существование в современной жизни. В ноябре 2008 г., в Санкт-Петербурге, на телевизионном объединении "Мастерская Игоря Шадхана" Ботвинов и Казиник продолжили работу над крупнейшим в российской истории музыкально-публицистическим телепроектом – «Свободный полет». 56 фильмов цикла «Свободный полет» транслировались на каналах ТВЦ и TVCI . Фильмы охватывают сотни музыкальных произведений, написанных композиторами последних трёх столетий. В ноябре 2008 г. на радио "Орфей" (Россия) начался цикл совместных программ М. Казиника и А. Ботвинова "Ad Libitum, или В свободном полете". Все это время в режиме "нон-стоп" еженедельно звучат получасовые программы, где авторы в свободном диалоге глубоко анализируют музыку и культуру всех эпох и стилей.

С августа 2009 г. по май 2010 г. Алексей Ботвинов на общественных началах исполнял обязанности художественного руководителя Одесского Национального Театра Оперы и Балета. За это время в театре состоялись две премьеры, ставшие событиями культурной жизни страны - балет "Нуриев forever" и опера "Турандот".