|
Федосеев Владимир Иванович
Российский дирижёр. Народный артист СССР |
Рождение
дирижер |
Последний бастион симфонической культуры» так называют дирижера на Западе. Владимир Федосеев артист с необычной судьбой, прошедший нелегкий путь от первых выступлений в госпиталях осажденного Ленинграда до звёздных концертов в самых престижных залах мира. Будущий дирижер родился 1932-ом году в Ленинграде. Сама судьба предначертала маленькому мальчику, пережившему блокаду, заниматься музыкой, оставив после бомбежки из всех вещей семьи лишь баян. Профессиональное образование будущий маэстро получил в Москве, в Музыкальной академии имени Гнесиных по классу баяна. В дальнейшем музыкант закончил аспирантуру Московской консерватории по специальности симфоническое дирижирование под руководством известного педагога профессора Лео Гинзбурга. С этого момента уже не было метаний в поисках жизненного пути для Владимира Федосеева. В Ленинграде в 1971-ом году состоялась счастливая для него встреча с прославленным Евгением Мравинским и оркестром Ленинградской филармонии. Успех этого концерта положил начало карьере Владимира Ивановича в качестве симфонического дирижера. Сегодня маэстро сотрудничает с ведущими оркестрами Европы: с цюрихским «Тонхалле», лейпцигским «Гевандхаус», Филармоническим оркестром Французского радио, оркестром Баварского радио, а также является первым приглашенным дирижером Токийского филармонического оркестра. В январе 1997-го года Владимир Федосеев занял пост главного дирижера Венского симфонического оркестра. В течение совместной деятельности дирижер неоднократно проводил гастроли с этим оркестром по Европе, Америке, Японии. На церемонии вручения «Золотой звезды почетного гражданина Вены и Венской земли» генеральный секретарь Венского симфонического оркестра Райнер Бишоф отметил, что «Федосеев является скромнейшим из всех великих дирижеров и самым тихим и спокойным из всех великих музыкантов. Жизнь и искусство слились для Федосеева в одно целое. У русского дирижера большое сердце, которое он дарит всем нам». Но важнейшими для маэстро всегда остаются его выступления с Большим симфоническим оркестром имени Чайковского одним из ведущих симфонических коллективов России, крупнейшим оркестром нашей страны с богатейшей историей. С 1974-го года Владимир Федосеев бессменный художественный руководитель и главный дирижер оркестра. Маэстро удалось не только сохранить высокие традиции оркестра, но и внести новую блестящую страницу в историю этого коллектива. Сегодня этот оркестр признан одним из лучших симфонических коллективов мира. Его звучание всегда узнаваемо; яркие тембровые краски, объединенные волей дирижера, образуют неподражаемую звуковую картину. Интерпретации Владимира Федосеева отличают глубина, искренний артистический темперамент, необычайная эмоциональная интенсивность. Он великолепно чувствует национальный характер исполняемой музыки, проникая в глубины замысла композитора, воссоздавая характерные черты его стиля. Владимир Федосеев сформировал особенный певучий эмоциональный почерк оркестра, который сделал его узнаваемым среди других и принес международную известность. Со многими крупнейшими композиторами ХХ столетия маэстро связывали тесные творческие контакты. Большой симфонический оркестр имени Чайковского стал первым исполнителем новых произведений многих выдающихся композиторов ХХ века: Шостаковича, Хачатуряна, Мясковского, Прокофьева, Глиера, Кабалевского, Свиридова, Эшпая, Хренникова, Губайдулиной Говоря о Владимире Федосееве, нельзя не упомянуть об огромной благотворительной деятельности, которую проводит дирижер. Седьмой сезон в Большом зале Московской консерватории проходит уникальный благотворительный цикл «Общедоступные симфонические абонементы», традиционные концерты в Доме-музее Чайковского в Клину... Еще одна важнейшая творческая установка маэстро оказание поддержки молодым исполнителям и композиторам. Ведь необычайно важно помочь молодым музыкантам в самом начале их творческого пути. Особое направление в творчестве дирижера оперные постановки. Владимир Федосеев руководил постановками опер Чайковского «Сказки о царе Салтане», «Пиковой дамы» в Ла Скала; операми «Снегурочка», «Алеко», «Евгений Онегин» в парижском зале «Плейель»; он ставил «Кармен», «Борис Годунов» и «Волшебный мандарин» в Венской опере. Ему принадлежит постановка редко исполняемой оперы Берлиоза «Бенвенуто Челлини». А постановка оперы «Демон» Рубинштейна названа журналом «Оперный Мир» «лучшей постановкой европейского оперного сезона 1997-98 годов». |