|
Сарасате Пабло де
«Паганини конца века», «король искусства каденцирования», «солнечно-светлый художник» — так называли Сарасате современники. |
Рождение
Кончина
исполнитель |
«Паганини конца века», «король искусства каденцирования», «солнечно-светлый художник» — так называли Сарасате современники. Испанский скрипач и композитор Пабло де Сарасате (Пабло Мартин Мелитон де Сарасате-и-Наваскуэс). Карьера Сарасате была головокружительной. Способности мальчика проявились рано: в пять лет начал обучаться игре на скрипке, а в 10 уже дал первый публичный концерт в Ла-Корунье и поразил всех виртуозностью. Сама королева Изабелла восхищается его игрой и преподносит юному музыканту в подарок скрипку работы Страдивари, а мадридский двор берёт на себя расходы по его дальнейшему образованию. Сарасате отправляют в Париж для обучения, где его принимает в свой класс один из лучших педагогов Дельфин Алар. И меньше чем за год он оканчивает полный курс консерватории с первыми премиями по специальности и по гармонии. Его дебют в Париже тоже был триумфальным. Сарасате покоряет всех, и прежде всего своей невероятной виртуозностью, особым звуком и идеальной чистотой исполнения. Другой великий скрипач Эжен Изаи утверждал, что Сарасате «научил нас играть чисто», а музыковед Израиль Ямпольский писал: «Публика, словно завороженная, внимала блестящему каскаду звуков этого «мага» и «чародея» скрипки, не замечая, что Сарасате в 9-10 минут «пробегал» Чакону Баха, а Концерт Бетховена интерпретировал в манере колоратурных «звезд»». Ему посвящали скрипичные произведения современники – Сен-Санс, Брух, Лало, Иоахим. Сам Сарасате как композитор создал более 50 сочинений, написанных исключительно для скрипки. Самыми шлягерными считаются «Цыганские напевы», «Андалузская серенада», Интродукция и тарантелла, четыре тетради Испанских танцев, фантазии на темы из опер. Однако современники не принимали его как творца, считая, что в произведениях Сарасате виртуозность затмевает композиторское начало. Но время расставило всё по местам: произведения Сарасате любимы музыкантами и публикой, а их виртуозность – «крепкий орешек» для исполнителей. Сарасате первым из скрипачей стал записываться на грампластинки: он исполнил Прелюдию из ми-мажорной партиты Баха для скрипки соло, а также Интродукцию и тарантеллу собственного сочинения. Татьяна Тимофеева
Публикуем факты: 1. Полное имя Пабло Мартин Мелитон де Сарасате-и-Наваскуэс. 2. Родился в семье военного капельмейстера и обучаться игре на скрипке начал с пяти лет под руководством отца. 3. В 10 лет дал первый публичный концерт и поразил своей виртуозностью. Королева Изабелла была восхищена его игрой и подарила скрипку работы Страдивари, а мадридский двор взял на себя расходы по дальнейшему образованию мальчика. 4. Меньше чем за год окончил Парижскую консерваторию с первыми премиями по специальности и гармонии. 5. Дебют Сарасате в Париже прошел с большим триумфом, и вскоре скрипач получил мировую известность. 6. Гастролировал по Северной и Южной Америке, четыре раза посещал Россию. 7. Ему посвящали скрипичные произведения современники – Сен-Санс, Брух, Лало, Иоахим. Сам Сарасате как композитор создал более 50 сочинений, написанных исключительно для скрипки. 8. Сарасате первым из скрипачей стал записываться на грампластинки: он исполнил Прелюдию из ми-мажорной партиты Баха для скрипки соло, а также Интродукцию и тарантеллу собственного сочинения. |