|
Нежданова Антонина Васильевна
Иван Семенович Козловский называл её «скрипкой Страдивари» и говорил: «Вы наш камертон». Станиславский восклицал: «Ну, Антонина Васильевна, вы не женщина – вы Орфей в юбке!» |
Рождение
Кончина
певец / певица |
Антонина Васильевна пела на одной сцене с Энрико Карузо и Фёдором Шаляпиным; Бернард Шоу считал её «лучшим творением природы», а Сергей Рахманинов посвятил ей свой знаменитый «Вокализ», и на вопрос певицы, почему в нём нет слов, ответил: «Ваш голос выразит все лучше, чем слова». Она вызывала восторженные отклики у всех, с кем бы ни встречалась. Как однажды вспоминала Нежданова, когда она впервые вышла на сцену Большого театра, ей потом принесли огромную корзину роз и маленькую записочку: «Пусть жизненный путь ваш будет усыпан алыми розами». Так и случилось: судьба не просто благоволила ей, а устилала дорогу жизни цветами. Своим талантом Антонина Нежданова покорила не только родную Москву и Петербург, но и всю Европу. Она дважды выезжала на гастроли за границу, восхищалась Италией, но выбрала советскую Россию. Здесь её мужем становится выдающийся дирижёр Николай Голованов, и их семейный союз длится тридцать два года. Вместе они совершают триумфальное турне по странам Западной Европы и Прибалтики, где её супруг аккомпанирует в сольных концертах. В числе поклонников таланта Неждановой – первые лица государства. «Берегите своё горлышко, свой голосок, его Владимир Ильич очень любил», — говорила ей Надежда Крупская. Своими знаниями Антонина Васильевна делилась и со студентами: с 1936 года она преподавала сначала в Оперной студии имени Станиславского, потом в Московской консерватории, и даже написала книгу воспоминаний, где поделилась мыслями о вокальном искусстве.
Русская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка СССР. От природы обладая великолепным слухом, красивым тембром и музыкальным талантом, Антонина Васильевна далеко не сразу смогла посвятить себя музыке. Она родилась и выросла на Украине, ее родители были учителями. Дома часто устраивались музыкальные вечера – мать и отец прекрасно пели, - но на карьеру артистки они смотрели с большим недоверием. В детстве это не пугало будущую певицу. Она прекрасно рисовала, танцевала, и, конечно, пела – часто вместе с мамой и папой. Много лет спустя Антонина Васильевна заметит, что ее мама может очень точно по памяти повторить ее арии, которые она слышала в театре, - а голос ее оставался ровным и звонким в любом регистре. Девочкой Антонина Васильевна любила слушать нянины сказки и песни. Но если той случалось иногда перепутать мотив, сразу раздавался строгий детский выговор: «Зачем ты неверно поешь, не надо так, пой сначала!». Конечно, родители заметили уникальные способности своей дочери. Отец часто аккомпанировал ей на скрипке – именно скрипка, а не фортепиано, в детстве полезнее для развития слуха. Но заниматься вокалом серьезно она начала гораздо позже. Отец Неждановой рано умер, и, чтобы хоть немного заработать, Антонина Васильевна устроилась преподавать в Одесское городское девичье училище. Но, приходя домой, по-прежнему распевала знакомые ей арии из популярных тогда опер, - она знала все-все роли, и мужские, и женские. Кажется почти невероятным – откуда у юной девушки, все время встречавшей сопротивление на своем пути, была такая невероятная уверенность в своем будущем. Родители были против профессиональных занятий музыкой – но она совмещала гимназию и музыкальное училище; у нее совсем не было денег и приходилось работать учительницей – но она мечтала о Консерватории и писала письма певцам. Наконец, нашелся человек, - просто знакомый, доктор Бурд, - который признался, что очень верит в ее талант и дал ей денег на дорогу в столицу. Однако в Петрбургской Консерватории ей отказали, объяснив, что голос недостаточно силен. Может быть, ее талант все время подсказывал ей верный путь. Поэтому даже отказ профессоров не остановил ее стремлений. Антонина Васильевна приехала в Москву. Ее прослушали директор Консерватории, Сафонов, и преподаватель вокала – итальянец Умберто Мазетти. Посовещавшись, педагоги приняли Нежданову на первый курс. Ее подготовка была недостаточной, а талант – выдающимся, поэтому опытный Мазетти не мог не чувствовать огромной ответственности за свою воспитанницу. Он понял, что обычные методы преподавания придется отложить. Четыре месяца профессор только присматривался к новой ученице, не решаясь начать занятий. Наконец, очень постепенно, он стал работать над ее вокальной техникой, виртуозностью, диапазоном, ровностью звука. Успехи были невероятны. Нежданова окончила Консерваторию с золотой медалью, и очень скоро дебютировала в Большом Театре. С этих пор и до конца ее дней всем ее выступлениям сопутствовал шумный успех. |