|
Лисициан Павел Герасимович
Армянский певец (баритон). |
Рождение
Кончина
певец / певица |
Этого весёлого, общительного человека, пожалуй, можно назвать «рекордсменом» Большого театра. В самом деле: он спел на прославленной сцене ни много, ни мало тысячу восемьсот спектаклей. (!) Впрочем, в юные годы будущий великий артист и не помышлял о свете рампы и взрывах аплодисментов. Павел родился в музыкальной семье; и мать, и отец, и старшая сестра Рузанна, и сам Павел все пели в хоре армянской церкви, музыкой были заполнены и часы домашнего досуга. Уже в четырехлетнем возрасте будущий певец, сидя на коленях у старших, давал первые концерты он исполнял соло и дуэтом с отцом армянские, русские и украинские народные песни. Однако о профессиональных занятиях музыкой не было и речи. Дед Лисициана, тоже Павел Герасимович, занимался извозом. Отец работал буровым мастером, а потом организовал фабрику по выпуску гильз для папирос. Занятия в хоре под руководством чутких наставников, композиторов Сардарьяна и Манукяна, уроки игры на виолончели и фортепиано, домашние концерты всё это было как бы «на втором плане». На первом же находились не пение и музыкальные инструменты, а инструменты слесарные и столярные. В 15 лет Павел покинул родительский дом, чтобы трудиться самостоятельно. Он был учеником бурильщика, разнорабочим, буровым мастером После одного из выступлений самодеятельного хора, в котором неизменно пел Лисициан, начальник геолого-разведочной партии вручил восемнадцатилетнему мастеру путевку на рабфак Ленинградской консерватории. В северную столицу Павел приехал летом 1930 года. Но с Ленинградской консерваторией пришлось расстаться, едва начав обучение. Павел поступил статистом в Большой драматический театр. Эта работа давала скромный заработок. Не менее важно и то, что у Лисициана появилась возможность ежедневно видеть мастеров, дышать «воздухом кулис», проникать в тайны актёрского мастерства. Можно сказать, что певец дебютировал на сцене дважды. В драматическом театре молодому статисту доверили исполнение сольного номера это был романс Шапорина «Ночной зефир». Через девять лет Лисициан впервые выступил в Большом театре в двух спектаклях он исполнил партии Онегина и Елецкого. В течение 26-ти сезонов Павел Герасимович выходил на сцену Большого театра. В его репертуаре было более 50-ти оперных партий. Успех сопровождал Лисициана независимо от того, кто были его партнёры по спектаклю. Так, в июне 1959 года в Большом театре состоялась постановка оперы Бизе «Кармен» с участием Марио дель Монако. Партию Кармен исполняла Ирина Архипова. Она разделила триумфальный успех с итальянским певцом, а Лисициан в роли Эскамильо в очередной раз мог убедиться в том, что любовь и уважение публики к нему неизменны: каждый выход и уход со сцены сопровождались бурной овацией. Почти каждый год Павел Герасимович ездил выступать в родную Армению. Несколько лет он преподавал в Ереванской консерватории. Мало какой концерт певца обходился без армянских песен. А в 1971-м году дебютировал семейный квартет Лисицианов отец и его дети, уже профессиональные музыканты, исполнили сольные партии в «Реквиеме» Моцарта. С тех пор фамилия артиста стала своего рода символом целой вокальной традиции, которая, по мнению критиков, имеет большое будущее. Вот как писала о Лисициане одна из газет несколько лет назад: «В его облике нет и не может быть и намека на "сановность", он думает лишь об одном - быть нужным и полезным людям, своему делу. В нем живет святое беспокойство за музыку, творчество, добро, красоту». |