Леонкавалло Руджеро

Леонкавалло Руджеро

Леонкавалло Руджеро

Итальянский композитор.

Рождение
23 апреля 1857

Кончина
09 августа 1919

композитор

Жизнь этого музыканта могла бы стать сюжетом приключенческого романа. Он был доктором литературы Болонского университета и блестяще играл на рояле, но в поисках заработка был вынужден работать корреспондентом в провинциальных газетах и аккомпаниатором в ресторанах и кабаре. Потрясенный неуспехом своих музыкальных произведений, он уехал в Египет, где руководил придворным военным оркестром, сражался с англичанами и едва не погиб в битве при Тель-эль-Кебире. Леонкавалло был увлекающимся человеком, сочиняя, он полностью отдавался музыке и от каждого своего нового произведения искренне ждал, что оно-то, наконец, и принесет ему успех и славу. Но судьба долго испытывала его терпение, триумфальные овации Леонкавалло услышал далеко не сразу.

Он начал писать в то время, когда Европа восторженно внимала операм Вагнера. Леонкавалло тоже был горячим поклонником великого немецкого маэстро, и еще более полюбил его музыку после личного знакомства с композитором. Может быть, поэтому ранние сочинения Леонкавалло, в общем, подражательны. Так, он задумал оперную трилогию «Сумерки», название которой напоминает вагнеровские «Сумерки богов». Правда, сюжет он взял не мифологический: его интересовала эпоха Ренессанса, ее «живая история, еще свежая, непочатая, с хрониками, датами и большими страстями» - поэтому среди героев оказались и Цезарь Борджиа, и Анджело Полициано, и Савонарола. Композитор написал только первую оперу из трех – «Медичи», но успеха она не имела.

Однако Италия, родина оперы, не могла долго увлекаться чуждой немецкой культурой. В ней зрели свои музыкальные идеи, - и они обратили на себя внимание всего мира в последнее десятилетие XIX-го века.

В 1890-м году на сцене римского театра среди любовных историй об утонченных кавалерах и дамах появляется короткая одноактная опера о пылкой деревенской страсти – о чувствах без рассуждений и сомнений, поступках сгоряча. Опера, навеянная сельским бытом, трогательными, изумительно простыми итальянскими мелодиями. Она имела триумфальный успех, победила на конкурсе миланского издательства и оказалась во главе нового оперного направления. Так началась сценическая жизнь оперы Масканьи «Сельская Честь». Новое музыкальное течение, которое таким образом появилось, было названо «веризмом», от итальянского «веро» - истинный. Но прошло всего два года – и у «Сельской чести» появилась опера-соперница, успех которой постепенно превзошел ее популярность. Это была опера о ревнивой страсти, кровавая история любви актеров, ещё раз утверждающая, что наша жизнь – игра. Одно это произведение в мгновение ока сделало Леонкавалло знаменитым, отныне он - автор оперы «Паяцы» и один из основателей веризма.

Но хотя более поздние произведения композитора и не были столь удачны, именно ему мы обязаны появлением еще одного шедевра. В 1893-м году он увлекается романом Мюрже «Сцены из жизни богемы». Не скрывая своего восторга перед этим произведением, он делится своим замыслом с Джакомо Пуччини, - и вскоре этот сюжет становится причиной их знаменитой ссоры. Пуччини любил творческие «соревнования» в театре: оперу «Манон Леско» он противопоставил опере «Манон» Массне, «Турандот» - «Туранде» Баццини, «Тоской» он увлекся, когда ему сообщили, что эта драма на примете у Верди, а сюжет «Богемы» он, фактически, «похитил» у Леонкавалло. «Богема» Пуччини стала одним из лучших его произведений, а «Богема» Леонкавалло осталась в тени. Но именно этот композитор умел видеть трагическую красоту в простой прозе жизни – и не просто увидеть, но и показать ее другим.