|
Лассо Орландо ди
Франко-фламандский композитор. |
Кончина
композитор |
Орландо ди Лассо - франко-фламандский композитор, один из величайших мастеров полифонии так называемого строгого стиля 16 века, завершивший развитие полифонической нидерландской школы. В детстве пел в церковном хоре г. Монс. Работал в Сицилии, Северной Италии, Франции, затем в Милане, Риме, Венеции, Неаполе, Лондоне, Антверпене. С 1556 года служил в Мюнхене, пел в хоре придворной капеллы баварского герцога, в 1560 г. - руководил этой капеллой. Здесь Лассо приобрёл мировую известность, был прозван «князем музыки» и «бельгийским Орфеем». Из Мюнхена выезжал в Нидерланды, Германию, Италию и Францию. В Париже встречался с французскими поэтами «Плеяды» (П. Ронсаром, Ж. А. де Баифом), оказавшими влияние на формирование гуманистического мировоззрения Лассо. Работая в Мюнхене, глубоко освоил музыкальную культуру Германии, что особенно отразилось в его немецких песнях. Творчество Лассо приобрело общеевропейское значение. Хоровая полифония Высокого Возрождения достигла в его музыке наивысшего расцвета. Орландо Лассо - автор более 2000 произведений. Он использовал все существовавшие в его время светские (мадригалы, вилланеллы) и духовные (мессы, мотеты, псалмы) жанры. Однако месса не была главным жанром в его творчестве, как у других современников, уступая место мотету. В большинстве сочинений Лассо обращался к народной песенности. Блестящие образцы полифонического искусства Лассо - в его сборнике мотетов «Великое музыкальное творение» («Magnum opus musicum», 516 пьес для 2-10 и 12 голосов). Мотеты Лассо отличаются разнообразием образов и средств их музыкального воплощения; многие созданы в связи с определённым событием («по случаю») - торжественные, праздничные, поздравительные; есть и скорбные, драматические, жанровые, юмористические, почти бурлескные (в 8-голосном мотете подвыпившие монахи комически смешивают слова духовного гимна с текстами песен бродячих студентов), идиллические, изображающие картины сельской жизни, и др. Во многих мотетах и духовных вокальных произведениях Лассо опирается на интонации протестантского хорала, рождественских песен. |