|
Кондрашин Кирилл Петрович
Советский дирижёр, народный артист СССР. |
Рождение
Кончина
дирижер |
Почти полвека Кирилл Кондрашин посвятил профессии дирижёра. Он имел все возможные для музыканта звания, многократно удостаивался высоких наград и премий, снискал любовь и уважение как слушателей, так и коллег. Мировые звёзды охотно сотрудничали с ним, а публика неизменно заполняла залы во время его выступлений. Еще будучи студентом Московской консерватории, где его педагогом был прославленный Борис Хайкин, Кондрашин дебютирует как дирижер в Московском Музыкальном театре имени Немировича-Данченко, а по окончании учебы получает приглашение работать в Ленинградском Малом оперном театре, где осуществляет целый ряд ярких премьер классического и современного репертуара. Параллельно с работой в театре начинается и концертная деятельность Кондрашина. В 1943 году из эвакуации возвращается Большой театр, и дирижер на долгие годы связывает свою творческую жизнь с Москвой – ставит новые спектакли, выступает как симфонический дирижер, начинает преподавать в Московской консерватории, возглавляет жюри Всесоюзных дирижерских конкурсов. С 1956 года, покинув Большой театр, Кирилл Кондрашин занимается исключительно концертной деятельностью. С оркестрами под его управлением выступали все советские звезды тех лет – Рихтер, Гилельс, Ростропович, Ойстрах, Коган. На Первом Международном конкурсе имени Чайковского он сопровождал финальное выступление Вана Клиберна, а их последующая совместная запись 3-го концерта Рахманинова была удостоена в 1960 году премии «Грэмми». Пожалуй, самый плодотворный период в карьере Кондрашина связан с Симфоническим оркестром Московской филармонии. Кирилл Петрович возглавлял коллектив пятнадцать лет – с 1960 по 1975 годы. Это время можно по праву считать периодом творческого расцвета и самого дирижёра, и оркестра. Под управлением Кондрашина этот коллектив достиг уровня лучших мировых оркестров, овладел поистине безграничным репертуаром, осуществил ряд масштабных монографических циклов, посвященных, в частности, сочинениям Малера (за пропаганду творчества которого в 1974 году он был удостоен Золотой медали Международного общества Малера) и Шостаковича – Кондрашин стал первым дирижёром, который исполнил цикл из всех пятнадцати симфоний композитора, причём две из них (Четвёртая и Тринадцатая) впервые прозвучали под его управлением. Кондрашина высоко оценили и за пределами Советского Союза. Дирижёр много гастролировал, в Голландии, Великобритании, стал первым советским дирижёром, выступившим в Соединённых Штатах Америки. Но чем больше Кондрашин бывал за границей, тем более очевидными и невыносимыми, по словам Кирилла Петровича, становились для него рамки, ограничивающие его творческую свободу в Советском Союзе. «Я больше не в силах жить в условиях постоянных творческих унижений и ограничений. Я считаю себя достойным не меньше, чем Рихтер или Кремер иметь право свободного выезда. Если же в этом отказывают, у меня нет другого выхода… Я знаю, что в моем возрасте и с моими болезнями моя новая жизнь не продлится долго, и все же решаюсь на этот шаг» – пишет Кондрашин своей супруге в прощальном письме. Потрясающее исполнение Восьмой симфонии Шостаковича в Амстердаме стало последним в карьере Кондрашина как советского музыканта. В 1978 году он принимает невероятно сложное для себя решение эмигрировать в Голландию. К тому времени Кондрашина уже неоднократно приглашали возглавить голландский оркестр «Концертбау» и он согласился. В 1981 году музыкант должен был возглавить Симфонический оркестр Баварского радио, однако скоропостижно умер от инфаркта 7 марта 1981 года. Три года спустя его именем был назван Международный конкурс молодых дирижеров в Амстердаме. Анна Чичагова
Пять фактов о Кирилле Петровиче Кондрашине: 1. Обожал музыку Шостаковича и был другом композитора; 2. Кирилл Кондрашин стал первым советским дирижёром, который выступил в Соединённых Штатах – солистом был победитель Первого конкурса имени Чайковского Ван Клиберн; 3. Оркестры под управлением Кондрашниа не раз становились первыми исполнителями произведений композиторов ХХ века. 4. В конце 1978 года эмигрировал в Голландию. 5. С 1984 в Амстердаме проводится Международный конкурс молодых дирижёров имени Кирилла Кондрашина.
Дирижер, как говорил Кирилл Петрович, - не диспетчер, регулирующий движение, и существует для более высоких задач. По мнению Кондрашина, профессия дирижера - это профессия второй половины жизни человека». Критерии, которые Кондращин предъявлял дирижеру, просты и, прежде всего, обращены к себе. Вот наиболее важные: • Дирижер обязан быть актером • Дирижер, как ни один из исполнителей, должен быть универсален • Дирижер обретает право подняться на сцену только после того, как им будет создана своя интерпретация, своя концепция исполняемого сочинения. А показателем уровня дирижерской культуры маэстро считал исполнение Бетховена. При этом вкус музыканта допускал конфликтное обращение со стилем венского классика. Похожих взглядов придерживался, например, и Гидон Кремер. В скрипичном концерте Бетховена он исполнял каденцию Шнитке, - а ведь в ней слышны интонации не только Бетховена, но и Брамса, и Паганини.
|