Гобби Тито

Гобби Тито

Гобби Тито

Непревзойдённый мастер бельканто. «Голос, если уметь им пользоваться, — величайшая сила», — говорил Тито Гобби...

Рождение
24 октября 1913

Кончина
25 марта 1984

певец / певица

Великим мастером вокального искусства называли Тито Гобби. Он завоевал славу выдающегося певца-актёра, мастера перевоплощений. Ему блестяще удавались как драматические, так и комические роли. Свою первую премию он получил на Международном конкурсе вокалистов в Вене в 1936 году. Через год Гобби дебютирует на сцене римского театра «Адриано» в партии Жоржа Жермона, а через пять лет уже поёт в Ла Скала. Вскоре о нём говорят как о выдающемся явлении в итальянском вокальном искусстве. Тито получает многочисленные ангажементы в различных театрах мира. Он делает первые записи, а также снимается в кино. В дальнейшем певец сделает более пятидесяти только полных записей опер.

Превосходное знание оперного репертуара, умение точно распределять динамику и чутко слышать партнёра позволяли ему достигать редкого единства в ансамблевом пении. С Марией Каллас певец дважды записал на пластинки оперу «Тоска», с Марио Дель Монако – «Отелло». Кстати, вместе с Каллас он приезжал в Советский Союз в 1970 году на IV Международный конкурс имени Чайковского.

Репертуар Гобби насчитывал около 100 партий, лучшие из которых – Скарпиа (эту роль он исполнял более 900 раз!), а также Риголетто, Яго, Тонио, Фальстаф, Симон Бокканегра... Пел он и современный итальянский репертуар: певец был участником состоявшихся в Римской опере мировых премьер опер «Гора Ивнор» Лодовико Рокка, «Гекуба» Франческо Малипьеро, «Хозяйка гостиницы» Марио Персико.

В начале 60-х годов Тито Гобби обращается к режиссуре. Творческое кредо он формулирует так: «постановщик должен помнить, что он не творец, а всего лишь интерпретатор чужих открытий». Очень актуально и как своего рода приговор современным постановщикам-экспериментаторам звучат такие слова Гобби: «Так называемый ”скрытый смысл“, который придумали некоторые режиссёры, чтобы показать, как ”глубоко“ они проникли в реальный замысел композитора, обычно нелеп и заслуживает только презрения».

В 1979 году певец опубликовал автобиографию «Тито Гобби: Моя жизнь», а через пять лет вышла его книга «Мир итальянской оперы». «Цель моя проста: рассказать об опере и мире оперы — его проблемах и надеждах, его красоте и безобразии, его традициях и том новом, что набирает силу внутри его. Это потрясающий, чарующий мир, мир, полный мечтаний и надежд, мир, к которому многие хотели бы приобщиться, но который многие все еще не научились ценить», — пишет Тито Гобби в предисловии.

Тито Гобби — легенда в мире вокального искусства. И, наверное, трудно описать словами его редкий по красоте баритон, удивительный дар перевоплощения: этим артистом взахлёб восхищались и критика, и публика, и коллеги-певцы. Например, Марио Дель Монако, перечисляя своих наиболее именитых коллег, называет Гобби «непревзойденным Яго и тончайшим певцом-актером». «Ему подвластен весь эмоционально-психологический спектр мирового оперного репертуара», — отмечала критика.

Репертуар певца был невероятным. Гобби исполнял свыше ста разнообразнейших партий всех эпох и стилей, охотно обращался к музыке старых мастеров XVII-XVIII веков — Дж. Кариссими, Дж. Каччини, А. Страделлы, Дж. Перголези, а «для души» пел неаполитанские песни. В 1970 году Гобби вместе с Каллас посетил Советский Союз в качестве гостя IV Международного конкурса имени П.И. Чайковского.

Татьяна Клименко

 

  

Несколько фактов из жизни музыканта

1. Вначале карьеры в трёх постановках 1935 года он пел басом, но уже через год перешёл на баритоновый репертуар.

2. У него был редкий по красоте тембр голос огромного диапазона. Он в совершенстве владел вокальной техникой, и это позволило ему достичь необычайных высот мастерства. 

3. Гобби блестяще удавались как драматические, так и комические роли, он завоевал славу выдающегося певца-актёра, мастера перевоплощений. 

4. Партию Скарпиа исполнял более 900 раз. 

5. Написал несколько книг, в том числе «Мир итальянской оперы» и мемуары «Моя жизнь».

6. Введён в Зал славы журнала «Gramophone».