Шуман Роберт

Шуман Роберт

Шуман Роберт

Немецкий (саксонский) композитор, дирижер, музыкальный критик, педагог. Один из самых значительных композиторов первой половины XIX века, представлявших направление романтизма.

Рождение
08 июня 1810

Кончина
29 июля 1856

Robert Schumann

(1810 - 1856)

Германия / Композитор, пианист, музыкальный критик и общественный деятель / Романтизм / Главные жанры: фортепианные и вокальные циклы, симфония, песня

Роберт Шуман, как и его современник, Гектор Берлиоз, был не только композитором, но и блестящим литератором-публицистом, проницательным критиком, общественным деятелем и ярким мыслителем своего времени. И это, безусловно, сказалось на музыке. Его произведения, не отягощённые программой, без слов, чисто инструментальные,  все равно всегда связаны с каким-нибудь романом, или пьесой, или просто с писателем. Яркий пример тому – «Крейслериана».  Это произведение названо в честь капельмейстера Крейслера, героя романа Эрнста Теодора Амадея Гофмана.

Вполне понятно, что в его сочинениях музыка вытекает из литературных образов,  а стало быть, подчиняется логике скорее литературной, чем чисто музыкальной. Поэтому все его ранние циклы стилистически очень прихотливы, и почти всегда в них что-то зашифровано. Для музыкального воплощения своей склонности к фантазированию в литературных образах Шуман избрал форму фортепианного цикла. Череда пьес разнообразных по настроению и фактуре напоминает сюиту.

Шуман очень любил мистифицировать слушателей. Иногда он действительно что-то цитировал, иногда просто делал вид, что цитирует, а на самом деле, придумывал нечто сам. Но практически во всех ранних его сочинениях есть некая тайна. Одним из первых фортепианных циклов Шумана стали «Бабочки» (1831 год). Он состоит из интродукции и 12 коротеньких пьес. Венчает сочинение развёрнутый картинный финал, в котором, как в театральной пьесе, появляются разные характеры. Здесь Шуман цитирует гросфатер и умело вплетает другие танцевальные ритмы.

Одно из главных произведений Шумана – это, конечно, «Карнавал». Полное название этого сочинения звучит так: «Маленькие сцены на четыре ноты» для фортепиано. Вначале  «Карнавал» задумывался композитором как вариации на Сентиментальный вальс Франца Шуберта, однако, Шуман не стал их не дописывать и многое из того материала вошло в уже известный нам цикл. Он включает в себя 21 пьесу с именными программными заголовками, например, «Эвсебий», «Паганини», «Киарина», которые есть не что  иное, как музыкальные портреты, зарисовки. Сам же цикл воспринимается как маскарад, где все герои, в том числе и автор, Роберт Шуман, появляются в масках. Возможно, первым в мире Шуман здесь применяет настолько изысканное интеллектуальное цитирование стиля. В дальнейшем, подобным образом будут работать с материалом Малер и Шнитке. Шуман даёт не буквальные цитаты, а строит пьесу в соответствии с набором основных гармонических, ритмических и мелодических черт героя пьесы. Например, в пьесе «Шопен»  он имитирует, подражает стилю Шопена. Музыкальная ткань поражает тонким воспроизведением фактуры ноктюрна, который так любил сам Шопен, виртуозной игрой регистров и меланхоличностью настроения.

Сам цикл строится как фактурные вариации на четыре звука. Основной мелодический рисунок каждой из пьес строится на сочетаниях этих нот, которые даны в середине цикла, под интригующим названием «Сфинксы»: A-ES-C-H и AS-C-H.  Эти «ноты-буквы» составляют название чешского городка Аш (Asch) в Богемии, в котором жила тогдашняя возлюбленная Шумана Эрнестина фон Фрикен. В то же время они образуют первый звук фамилии самого композитора (SCH). Вот такая игра смыслов. Здесь мы видим Шумана иронизирующего. Это редкий пример, далеко не каждый композитор умеет иронизировать и воплощать это настолько тонко и виртуозно в музыке.

Цитировал ли других Шуман других?  Да, конечно. Финал Второй симфонии Шумана построен на основной теме последней песни из цикла «К далёкой возлюбленной» Бетховена, а кроме того там появляется и тема Оды к радости. Начало «Симфонических этюдов» ознаменовано темой, которая на самом деле принадлежит вовсе не Шуману, а Фридриху Вику, отцу Клары, которая впоследствии стала женой композитора. Господин Вик был в своё время талантливым педагогом игры на фортепиано, основавшим целую фортепианную фабрику и музыкальную библиотеку. Шуман, кстати, в его доме брал уроки, где он и познакомился с Кларой, ставшей лучшей ученицей своего отца и гениальной исполнительницей произведений своего мужа.

В творчестве этого композитора нет разделения на легкую и серьезную музыку. Он писал одинаково старательно всё. Зато, в его творчестве есть разделение на музыку для детей и взрослых. Его знаменитый «Альбом для юношества» до сих активно используется в практике детских музыкальных школ. Наряду с музыкой, не отягощённой излишней смысловой нагрузкой,  у Шумана есть опусы – прорывы в неизведанное. Как, например, его Четвёртая симфония, особенно вторая её часть. К астральным вершинам нас уводит её божественно прекрасная мелодия.

Главное удивительное свойство Роберта Шумана – и человеческое и музыкальное – это дуализм, биполярность, раздвоение личности. Увы, как мы знаем, это плохо кончилось. Раздвоение личности – это главный признак шизофрении. Шуман умер в психиатрической лечебнице, как и многие романтики, кстати говоря. Дверь в будущее он открыл, заплатив высокую цену собственной жизни.