|
Шуман Роберт
Немецкий (саксонский) композитор, дирижер, музыкальный критик, педагог. Один из самых значительных композиторов первой половины XIX века, представлявших направление романтизма.
|
Рождение
Кончина
|
Robert Schumann (1810 - 1856) Роберт Шуман, как и его современник, Гектор Берлиоз, был не только композитором, но и блестящим литератором-публицистом, проницательным критиком, общественным деятелем и ярким мыслителем своего времени. И это, безусловно, сказалось на музыке. Его произведения, не отягощённые программой, без слов, чисто инструментальные, все равно всегда связаны с каким-нибудь романом, или пьесой, или просто с писателем. Яркий пример тому «Крейслериана». Это произведение названо в честь капельмейстера Крейслера, героя романа Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Вполне понятно, что в его сочинениях музыка вытекает из литературных образов, а стало быть, подчиняется логике скорее литературной, чем чисто музыкальной. Поэтому все его ранние циклы стилистически очень прихотливы, и почти всегда в них что-то зашифровано. Для музыкального воплощения своей склонности к фантазированию в литературных образах Шуман избрал форму фортепианного цикла. Череда пьес разнообразных по настроению и фактуре напоминает сюиту. Шуман очень любил мистифицировать слушателей. Иногда он действительно что-то цитировал, иногда просто делал вид, что цитирует, а на самом деле, придумывал нечто сам. Но практически во всех ранних его сочинениях есть некая тайна. Одним из первых фортепианных циклов Шумана стали «Бабочки» (1831 год). Он состоит из интродукции и 12 коротеньких пьес. Венчает сочинение развёрнутый картинный финал, в котором, как в театральной пьесе, появляются разные характеры. Здесь Шуман цитирует гросфатер и умело вплетает другие танцевальные ритмы. Одно из главных произведений Шумана это, конечно, «Карнавал». Полное название этого сочинения звучит так: «Маленькие сцены на четыре ноты» для фортепиано. Вначале «Карнавал» задумывался композитором как вариации на Сентиментальный вальс Франца Шуберта, однако, Шуман не стал их не дописывать и многое из того материала вошло в уже известный нам цикл. Он включает в себя 21 пьесу с именными программными заголовками, например, «Эвсебий», «Паганини», «Киарина», которые есть не что иное, как музыкальные портреты, зарисовки. Сам же цикл воспринимается как маскарад, где все герои, в том числе и автор, Роберт Шуман, появляются в масках. Возможно, первым в мире Шуман здесь применяет настолько изысканное интеллектуальное цитирование стиля. В дальнейшем, подобным образом будут работать с материалом Малер и Шнитке. Шуман даёт не буквальные цитаты, а строит пьесу в соответствии с набором основных гармонических, ритмических и мелодических черт героя пьесы. Например, в пьесе «Шопен» он имитирует, подражает стилю Шопена. Музыкальная ткань поражает тонким воспроизведением фактуры ноктюрна, который так любил сам Шопен, виртуозной игрой регистров и меланхоличностью настроения. Сам цикл строится как фактурные вариации на четыре звука. Основной мелодический рисунок каждой из пьес строится на сочетаниях этих нот, которые даны в середине цикла, под интригующим названием «Сфинксы»: A-ES-C-H и AS-C-H. Эти «ноты-буквы» составляют название чешского городка Аш (Asch) в Богемии, в котором жила тогдашняя возлюбленная Шумана Эрнестина фон Фрикен. В то же время они образуют первый звук фамилии самого композитора (SCH). Вот такая игра смыслов. Здесь мы видим Шумана иронизирующего. Это редкий пример, далеко не каждый композитор умеет иронизировать и воплощать это настолько тонко и виртуозно в музыке. Цитировал ли других Шуман других? Да, конечно. Финал Второй симфонии Шумана построен на основной теме последней песни из цикла «К далёкой возлюбленной» Бетховена, а кроме того там появляется и тема Оды к радости. Начало «Симфонических этюдов» ознаменовано темой, которая на самом деле принадлежит вовсе не Шуману, а Фридриху Вику, отцу Клары, которая впоследствии стала женой композитора. Господин Вик был в своё время талантливым педагогом игры на фортепиано, основавшим целую фортепианную фабрику и музыкальную библиотеку. Шуман, кстати, в его доме брал уроки, где он и познакомился с Кларой, ставшей лучшей ученицей своего отца и гениальной исполнительницей произведений своего мужа. В творчестве этого композитора нет разделения на легкую и серьезную музыку. Он писал одинаково старательно всё. Зато, в его творчестве есть разделение на музыку для детей и взрослых. Его знаменитый «Альбом для юношества» до сих активно используется в практике детских музыкальных школ. Наряду с музыкой, не отягощённой излишней смысловой нагрузкой, у Шумана есть опусы прорывы в неизведанное. Как, например, его Четвёртая симфония, особенно вторая её часть. К астральным вершинам нас уводит её божественно прекрасная мелодия. Главное удивительное свойство Роберта Шумана и человеческое и музыкальное это дуализм, биполярность, раздвоение личности. Увы, как мы знаем, это плохо кончилось. Раздвоение личности это главный признак шизофрении. Шуман умер в психиатрической лечебнице, как и многие романтики, кстати говоря. Дверь в будущее он открыл, заплатив высокую цену собственной жизни. |