|
Булез Пьер
Крупнейший музыкант XX века, сделавший огромный вклад в развитие современного искусства. Один из лидеров музыкального авангарда второй волны. |
Рождение
Кончина
дирижер |
Pierre Boulez (1925) Франция / Композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель, музыкальный критик и публицист, исследователь / Авангард второй волны, постсериализм / Главные жанры: сочинения для фортепиано, вокально-инструментальные композиции, произведения для оркестра В это трудно поверить, что Пьер Булез - этот infant terrible французской музыки второй половины XX века, разменял восьмой десяток. Он всегда отличался непримиримыми взглядами на искусство, подвергая уничтожающей критике как консерваторов, так и авангардистов. Тех композиторов, которые не использовали серийную технику он безоглядно называл "бесполезными". На вопрос журналистов, что же делать с современной оперой, Булез без тени иронии отвечал: "Самым элегантным решением этой проблемы, будет взорвать все оперные театры". Сегодня Булез - настолько почитаемая фигура в музыкальном мире, что оценить, насколько по-настоящему радикальным он был, не представляется возможности. Многое заслоняет его нерушимый авторитет. Однако сказать, что его музыкальный стиль в последние годы смягчился было бы даже преуменьшением: сегодня он часто дирижирует произведениями, которые раньше и на дух не переносил. Кто знает, может в будущем мы услышим не только Дебюсси, Стравинского и Шёнберга в исполнении французского маэстро, но и Верди с Глинкой? Восхождение Пьера Булеза на музыкальный олимп началось после Второй мировой войны. В Парижской консерватории он занимался под руководством Оливье Мессиана. В 1946 году Оннегер рекомендовал его на должность музыкального директора в театр "Пти Марини". В пятидесятые годы Пьер Булез становится организатором целого ряда проектов, связанных с современной музыкой. Его приглашают преподавать на курсы в Дармштадте, в Академию музыки Базеля и даже в Гарвардский университет. Свою эстетическую платформу Булез строит на достижениях нововенской школы. Однако в противовес методу сериализма, пропагандируемому в это время Карломхайнцем Штокхаузеном, Булез приходит к постсериализму как современному отношению к искусству звуков. В этой манере написаны произведения пятидесятых годов. Однако возможности нового метода оказались исчерпаны. Булез, размышляя над природой серии, приходит к мысли соединения расчёта и случайности, заданности и свободы. Новые идеи воплотились в его знаковом произведении - "Молоток без мастера" для контральто и шести инструментов, в котором параметры сюрреалистической поэзия Рене Шара, внедрены в совершенно оригинальный звуковой мир. Достигнув своего сороколетия Булез обращается к постоянной практике дирижирования. Эта деятельность заслоняет сбой композицию. В этом факте кроется несколько причин. Одна из них - кризис, в котором оказался Булез в шестидесятые годы. Другая же коренится в огромной сложности и творческом напряжении соединить две деятельности - дирижирование и сочинительство. В 1976 он был приглашен в качестве дирижёра для празднования столетия оперы "Кольцо нибелунга" в Байрейт. Позднее Булез становится главным дирижером Нью-Йоркской филармонии и BBC Symphony в Лондоне, где он установливает новые стандарты для исполнения музыки XX века. Следующим успешным проектом Булеза стало основание IRCAM при центре Помпиду - Института исследований и координации музыкально-акустических проблем в Париже. Его собственная музыка получает новый импульс. Такие работы, как Répons (1984) и "... Explosante-фикс ..." (1993) отмечены использованием новых возможностей компьютерных преобразований в режиме реального времени. За 50 лет композиторской работы Булез написал не так уж много музыки — всего около 30 опусов. В XXI веке маэстро продолжает сочинять. Для молодых композиторов он всегда будет воплощать идеального деятеля своего времени - бесстрашного радикала-новатора, осуществившего прорыв в области языка и техники музыкальной композиции.
|